Прохождение освидетельствования на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения
Прохождение освидетельствования на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или как не попасть в неприятную ситуацию
Примечание. Уважаемые читатели! Прохождение освидетельствования на предмет определения состояния опьянения является сложной и многогранной темой. Первая редакция данной статья была опубликована нами в далеком июне 2013 года. С того времени произошло много событий, произошли изменения в законодательстве. За прошедшее время с момента публикации нами были дополнительно проведены сотни дел, связанных с этой темой, дано более тысячи устных советов. Приведенная ниже информация (с учетом некоторых корректировок и изменений в Законе) продолжает оставаться актуальной и по сегодняшний день, однако нами за это время были выявлены, проанализированы и обобщены десятки новых нарушений со стороны инспекторов ДПС. Поэтому, если Вы попали в неприятную ситуацию, не теряйте времени — сразу же на первоначальном этапе обращайтесь к адвокату и мы постараемся Вам помочь.
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, представляет повышенную общественную опасность. Каждое четвертое дорожно-транспортное происшествие совершается по вине водителей в нетрезвом состоянии. Это объясняется тем, что под влиянием алкоголя или наркотиков нарушаются важнейшие функции организма водителя, снижается реакция, возникает излишняя самоуверенность, пренебрежительное отношение к соблюдению ПДД.
До 11 августа 2011 года алкогольное опьянение фиксировалось, если абсолютная концентрация этилового спирта в крови была 0,5 и более промилле. Таким образом, допускалось, что если этот показатель был меньше, то незначительная концентрация (от 0,1 до 0,49 промилле) вполне допустима. Но с вышеуказанной даты Министерство внутренних дел снизило абсолютную концентрацию этилового спирта в крови до 0,3 промилле (150 мг на литр в выдыхаемом воздухе). Прохождение освидетельствования на предмет определения состояния опьянения является весьма актуальной темой в связи с широким кругом проблемных вопросов. Однако с введением нормы, которая снизила предельно допустимую концентрацию алкоголя в выдыхаемом воздухе или крови, проблемы только усилились.
С 01 марта 2021 года вводиться в действие новый КоАП Республики Беларусь. Меняется не только нумерация статьи (была 18.16 КоАП – стала 18.15 КоАП), но также в разы усиливается ответственность за данное правонарушение. Более подробно в соответствующем видео:
Существует несколько вариантов привлечения водителей к ответственности по ст.18.15 КоАП Республики Беларусь (за управление либо передачу управления транспортным средством лицом\лицу, находящемуся в состоянии алкогольного\наркотического опьянения, за отказ от прохождения освидетельствования). В данной статье мы подробно рассмотрим эти случаи, а также возможные меры по противодействию нарушениям требований Закона со стороны инспекторов ДПС. Если вы не хотите попасть в юридический капкан и незаконно лишиться водительских прав — эта статья про прохождение освидетельствования будет вам полезна.
Однако начнем мы с общих вопросов того, как прохождение освидетельствования на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения должно вестись в Республике Беларусь. Речь в данной статье идет об прохождении освидетельствования в обычной ситуации, а не при совершении ДТП (в ситуации с ДТП процедура освидетельствования несколько иная).
Согласно ст. 8.11. ПИКоАП, в случае выявления инспектором ГАИ у водителя признаков алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ — он обязан НА МЕСТЕ ОСТАНОВКИ транспортного средства отстранить такого водителя от управления, о чем составляется отдельный протокол либо делается отметка в протоколе об административном правонарушении.
Далее, в соответствии со ст. 11.11 ПИКоАП 2021, такое физическое лицо подлежит освидетельствованию в порядке, устанавливаемом законодательством Республики Беларусь. Освидетельствование проводится должностным лицом органа, ведущего административный процесс, а при необходимости — с участием врача или иного специалиста.
Обращаю внимание, процедура четко указывает на то, что сначала освидетельствование проводиться на месте и только при необходимости инспектор может предложить вам пройти проверку в больнице с участием врача.
При этом, прохождение освидетельствования — это соответствующее процессуальное действие. То есть прохождение освидетельствования может быть только в рамках начатого административного процесса. Как начинается административный процесс указано в статье 9.5 ПИКоАП Республики Беларусь.
Прохождение освидетельствования регулируется Положением «О порядке проведения освидетельствования физических лиц на предмет выявления состояния алкогольного опьянения и (или) состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ », утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 апреля 2011 г. № 497 (далее – Положение №497) и Инструкцией «О порядке действий должностного лица по доставлению физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего на освидетельствование в организацию здравоохранения », утвержденной постановление Министерства внутренних дел от 15 июля 2011 г. № 256 (Далее – инструкция №256).
Начнем мы с первого Положения, так как основная масса нарушений со стороны инспекторов ДПС происходит на стадии применения именно данного документа. На что следует обратить внимание:
Пункт 2. Освидетельствование физических лиц осуществляется в случаях, когда в отношении их имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, и проводится должностным лицом органа, ведущего административный процесс, следователем, лицом, производящим дознание.
Действия и признаки, наличие которых является достаточным основанием полагать, что физическое лицо находится в состоянии опьянения, определяются в соответствии с перечнем согласно приложению 1 к данному Положению №497
Аналогично пункту 11 Положения, считаем что, достаточными основаниями полагать, что лицо находятся в состоянии опьянения, является одновременное наличие трех и более действий и (или) признаков алкогольного либо наркотического опьянения.
В соответствии с пунктом 4 Положения, первоначальное освидетельствование проводится должностным лицом органа, ведущего административный процесс, с использованием приборов, предназначенных для определения концентрации паров абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе и (или) экспресс-тестов (тест-полосок, экспресс-пластин).
Исходя из пункта 7 Положения, должностное лицо составляет протокол процессуального действия, удостоверяющий обстоятельства и факты, установленные должностным лицом в ходе освидетельствования, и на основании результатов использования им приборов и (или) экспресс-тестов выносит заключение.
Исходя из норм ПИКоАП, считаем, что ход и результаты первоначального освидетельствования должны фиксировать понятные (не менее 2 лиц).
Какие типичные нарушения можно выделить со стороны сотрудников ГАИ? Итак:
1. Не составляют протокол процессуального действия, в котором не отражают совокупность достаточных оснований для проведения освидетельствования.
2. Не проводят первоначального освидетельствования прибором или экспресс-тестом, при условии наличия вышеуказанных инструментов.
3. Проводят только одно продутие прибором «Алкотест 203».
4. Проводят 2 продутия с интервалом 1-2 минуты.
5. Все процессуальные действия осуществляют в отсутствие понятых.
Отдельным грубым нарушением со стороны инспекторов ДПС можно выделить использование не сертифицированных и не поверенных приборов при проведении процедуры освидетельствования на месте.
Подробнее об этом в следующем видео:
Так, в Брестской области прохождение освидетельствования на алкоголь было с использованием примерно такого алкотестера, изображенного ниже:
Все вышеуказанные нарушения говорят о нелегитимности проведения освидетельствования на предмет нахождения водителя в состоянии алкогольного опьянения и результаты последующего освидетельствования не могут быть положены в основания привлечения лица к административной ответственности за данное правонарушение, так как являются недопустимым доказательством.
Подобные нарушения, которые влекут недопустимость собранных по делу доказательств, в конечном итоге должны приводить к прекращению административного процесса как минимум за недоказанностью вины, а как максимум — за отсутствием состава административного правонарушения.
Также следует иметь в виду тот фактор, что прибор «Алкотест 203 », которым в большинстве случаев проводиться первоначальное освидетельствование, оснащен полупроводниковым датчиком, который кроме этанола (этиловый спирт) реагирует и на другие химические соединения, в том числе и на химические элементы, содержащиеся в табачном дыме. Поэтому перед тем, как вам предложат продуться, ни в коем случае не курите и при возможности тщательно прополощите полость рта.
Информация, которую Вам не скажут инспекторы и врачи при освидетельствовании на алкоголь: погрешность прибора, единицы измерения и как не попасть в ловушку, можно ли симулировать выдох прибором Алкотестер 203, можно ли «плохо дуть» в этот прибор:
При этом подумайте, а всегда ли прибор, которым проводится Ваше освидетельствование, показывает цифры алкогольного опьянения? Подробнее о манипуляциях с приборами (на примере прибора Алкотест 203) в этом видео:
Также стоит отметить то, что приборы «Алкотест 203», «Алконт 01» проходят государственную поверку, подтверждение которой можно потребовать у инспектора. Это лист формата А5, в котором указан номер прибора, дата поверки и срок действия.
Подтверждение государственной поверки всегда находится у инспектора ДПС ГАИ вместе с соответствующим прибором «Алкотест 203» либо «Алконт 01».
Следующей стадией после прохождения освидетельствования в автомобиле ГАИ, является направления гражданина в специализированное медицинское учреждение. Случаи отправки лица в медицинское учреждение для прохождения освидетельствования регламентируются пунктом вторым Инструкции №256.
В учреждении здравоохранения Вас будут освидетельствовать специальным стационарным прибором. Вы также имеете право потребовать соответствующий сертификат о государственной поверке данного прибора.
В июле 2020 г. в нормы положения №497 внесли изменения касательно обязательной сдачи биологических образов при проведении соответствующего освидетельствования. Касательно внесенных изменений 2020 г. вы можете прочитать в данной статье: порядок освидетельствования на состояние опьянения: новые изменения 2020
Также следует помнить о том, что после освидетельствования, если вы по прежнему не согласны с его результатами, у вас есть определенное время (исходя из среднего выветривания этилового спирта из организма ) на переосвидетельствование в других медицинских учреждениях.
Не стоит также забывать о том, что согласно статье 62 Конституции Республики Беларусь, каждый гражданин имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей.
Право на получение юридической помощи является одним из важнейших элементов механизма обеспечения прав и свобод личности. Оказавшись в проблемной жизненной ситуации, не имея специальных юридических знаний и навыков, человек нуждается в квалифицированной помощи профессионала для осуществления и защиты своих интересов.
Согласно статье 2.8 ПИКоАП:
1. Физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, имеет право на защиту. Это право оно может осуществлять как лично, так и с помощью защитника в порядке, установленном настоящим Кодексом.
2. Судья, должностное лицо органа, ведущего административный процесс, обязаны разъяснить физическому лицу, в отношении которого ведется административный процесс, предоставленные ему права и принять меры к тому, чтобы оно имело фактическую возможность использовать все установленные настоящим Кодексом средства и способы для своей защиты.
Согласно ст. 4.5 ПИКоАП, в качестве защитника в административном процессе могут участвовать адвокаты, являющиеся гражданами Республики Беларусь; адвокаты, являющиеся гражданами других государств, — в соответствии с международными договорами Республики Беларусь. По ходатайству физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, в качестве защитника по постановлению органа, ведущего административный процесс, может быть допущен один из близких родственников либо законных представителей лица, в отношении которого ведется административный процесс.
То есть, в момент первоначального освидетельствования, вы имеете право требовать, чтобы при освидетельствовании присутствовал ваш защитник (если у вас заключен договор об оказании юридической помощи – то адвокат, если нет – то может один из ваших близких родственников). На большинство инспекторов ДПС данное заявление действует отрезвляюще. А вас это защитит от возможной провокации и нарушений. Также следует помнить, что до приезда защитника проведение любых процессуальных действий запрещено, а если таковые все же проводились, то их следует признавать незаконными.
Также следует учитывать, доставление вас в учреждение здравоохранения – это есть по сути административное задержание, то есть фактическое кратковременное ограничение свободы физического лица, в отношении которого ведется административный процесс.
В этом случае инспектор ДПС ОБЯЗАН составить протокол об административном задержании( если время задержания более 3 часов), либо в дальнейшем занести данные о времени задержания в протокол об административном правонарушении, а также направление в учреждение здравоохранения на предмет освидетельствования.
Однако на практике этого не происходит. А все это есть грубое нарушение процессуального Закона.
Что должен представлять собой протокол административного задержания? Итак, согласно ст. 8.5 ПИКоАП, в протоколе административного задержания физического лица указываются дата и место его составления, должность, фамилия, имя и отчество должностного лица, составившего протокол, сведения о личности задержанного, основания, место и время его фактического задержания. При этом задержанному разъясняется установленное пунктом 5 части 1 статьи 4.1 ПИКоАП право пригласить защитника. Протокол подписывается лицом, его составившим, и задержанным. В случае отказа задержанного от подписания протокола в нем делается соответствующая запись с указанием мотивов отказа. Копия протокола вручается задержанному по его просьбе.
Однако как уже отмечалось выше, инспекторы ДПС не составляют данных процессуальных документов на этой стадии либо не делают соответствующих отметок в протоколе об административном правонарушении.
Инспекторы ДПС, чтобы получить нужные подписи и признания от гражданина, часто вводят в заблуждение — «признаешь вину и подпишешь документы — тебе будет лучше», «тебе назначат только штраф», «поедешь в больницу — поставят на учет к наркологу», «адвокат ничем тебе не поможет — только выкачает деньги» и т.д. Но стоит ли верить всем словами инспекторов ДПС? О том, как не сделать себе хуже смотрите в данном видео:
Прохождение освидетельствования — какие еще советы мы можем вам предложить?
1. В последнее время участились случаи, когда инспекторы ДПС требуют от водителей перегнать якобы неправильно припаркованный автомобиль, а потом начинают утверждать, что водитель был пьян и привлекают его по ст.18.15 КоАП. Абсурдность ситуации заключается в том, что водитель действует исключительно по требованию инспектора ДПС и в его действиях отсутствует вина в виде умысла или неосторожности. Подробнее о таких случаях мы писали в соответствующих статьях. По таким ситуациям вывод простой – если вам звонят на мобильный, домашний телефон, в домофон или еще как то связываются и говорят, что ваш автомобиль якобы неправильно припаркован и требуют перепарковать, а вы не уверены в своем состоянии – в первую очередь попросите предъявить весомые доказательства неправильной парковки транспортного средства, а во вторых, если инспекторы будут все же настаивать на перепарковке, скажите, что вы не уверены в своем состоянии, дайте им ключи, чтобы сами они и перепарковали.
2. Не подписывайте то, что не понимаете или в чём не уверены. В протоколе об административном правонарушении, в акте освидетельствования во всех графах ставьте фразу «не согласен» и отмечайте все нарушения, описанные выше.
3. Не признавайте вину, как бы инспекторы ГАИ на этом бы не настаивали. Признание вины – это 90% привлечения вас к ответственности и невозможность в дальнейшем отбития. В 1937 году действовал принцип «признание вины – царица доказательств». К сожалению, на современном этапе данный принцип также имеет место быть. Новой формой пресечения вашего законного права на обжалования вынесенного постановления по делу со стороны органа, ведущего административный процесс, является следующий способ. В момент рассмотрения дела в органе ГАИ вам дают на подпись бумагу следующего содержания:
«…Гражданин А вину во вменяемом правонарушении признал полностью, в содеянном раскаялся. На вопрос, не является ли его признание вынужденным, он заявил, что не является, а имеющиеся в деле доказательства не оспаривает и исследовать их не желает. Лицу, в отношении которого ведется административный процесс, было разъяснено, что отказ от исследования доказательств влечет недопустимость обжалования или опротестования постановления по делу об административном правонарушении по этому основанию»….
Данная запись может содержаться и в самом тексте постановления. Поэтому никогда не подписывайте подобных документов (если Вы в действительности не признаете вину), так как в дальнейшем вы не сможете обжаловать вынесенное постановление по мотивам недопустимости и недостоверности доказательств. Ни суд, ни прокуратура не примет соответствующих мер, если под подобной записью будет стоять ваша подпись.
4. Требуйте адвоката. Профессиональный юрист поможет вам в сложной жизненной ситуации и пресечет нарушения Закона в самом начале административного процесса. Помните – к адвокату как и ко врачу следует обращаться на ранней стадии возникновения проблемы.
5. Требуйте понятых. Если в присутствии двух посторонних граждан инспектор ДПС начнет утверждать, что человек «пьян», а на самом деле он абсолютно нормально выглядит и четко говорит, то, безусловно, понятые это увидят и отразят в протоколе процессуального действия.
6. В случае если инспектор ГАИ отказывается проводить освидетельствование на месте или же составлять протокол перед отправкой в медицинское учреждение, постарайтесь найти как можно больше свидетелей, чтобы зафиксировать нарушение.
Это далеко не исчерпывающий перечень возможных мер поведения. Каждая жизненная ситуация своеобразна и индивидуальна.
Как уже отмечено выше, с 01 марта 2021 года вводиться в действие новый КоАП Республики Беларусь. В связи с этим нами была подготовлена новая статья: 18.15 КоАП – как избежать незаконного привлечения к ответственности.
Также мной был обобщен опыт многолетний опыт работы и подготовлена статья по особенностям освидетельствования в 2023 г.
Читайте здесь: Общие вопросы освидетельствования 2024: опьянение, алкотестеры, промилле
Такие проблемные ситуации могут случиться с каждым из нас на дороге.
Проблемы, как правило, настигают внезапно, потому каждую минуту нужно быть готовым ко всему. Все люди, которые обращались к нам за помощью, не знали, что именно в этот вечер или ночь их остановят работники ГАИ и в дальнейшем привлекут к ответственности.
Свежую практику по статье 18.15 КоАП Республики Беларусь вы можете увидеть здесь:
1.Нарушение порядка освидетельствования на алкоголь: как прекратить дело по статье 18.15 КоАП?
2.Освобождение от ответственности за якобы вождение в состоянии наркотического опьянения
3.Одно продувание – основание для прекращения дела по ч.1 ст.18.15 КоАП
4.Как отменить постановление начальника ОГАИ с прекращением дела
5. Как прекратить дело по ст.18.15 ч.1 КоАП в г. Мозырь
6. ч.1 ст.18.15 КоАП: практика прекращения в г.Речица
7. Прекращение дел по ст.18.13 ч.12 (ДТП), ч.4 ст.18.15 (распитие после ДТП), ч.2 ст.18.16 (оставление места ДТП) КоАП Республики Беларусь
8. ч.2 ст.18.15 КоАП РБ – как прекратить дело до вынесения постановления
9. ОГАИ Советского РУВД г.Минска: как прекратить 18.15 КоАП
10.ОГАИ Ивановского РОВД: практика прекращения ч.2 ст.18.15 КоАП
11.Отказ от мед. освидетельствования (18.15 ч.2 КоАП): практика прекращения за недоказанностью вины
Вас пытаются привлечь к ответственности по статье 18.15 КоАП или 317-1 УК Республики Беларусь? Воспользуйтесь срочной юридической помощью адвоката по статье 18.15 КоАП и 317-1 УК Латышева П.С., позвонив по телефону +375299855691