Как отменить постановление начальника ОГАИ по статье за нетрезвое вождение с прекращением дела
Продолжая затронутую ранее тему отмены постановления начальника ОГАИ и прекращения дела по за истечением сроков наложения административного (статья: Прекращение дел по ст.18.13 ч.12 (ДТП), ч.4 ст.18.15 (распитие после ДТП), ч.2 ст.18.16 (оставление места ДТП) КоАП Республики Беларусь) также хочу поделить еще одним неординарным случаем в моей практике, связанным с принятием нового КоАП 2021 г. и введении определенных норм, ухудшающих положение лица, привлекаемого к административной ответственности.
01 марта 2021 года вступил в силу новый Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП).
Напомню, что в новом КоАП сроки на привлечение к ответственности в случае отмен постановлений начальника ОГАИ составили 1 год, а в ранее действующем КоАП – 8 месяцев.
На этом изменении сыграла защита, что в итоге и привело к отмене постановления начальника ОГАИ и прекращению дела об административном правонарушении.
Как отменить постановление начальника ОГАИ: краткая фабула дела
В августе 2020 г. гражданин Г. был остановлен сотрудниками ГАИ, подвергнут процедуре освидетельствования, в отношении него был составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст.18.16 (ныне ч.1 ст.18.15) КоАП.
Далее по делу 4 раза выносились постановления о привлечении к ответственности и каждый раз суд отменял их как незаконные и необоснованные.
Отменить постановление ГАИ и прекратить дело: тактика защиты
Подходя к последнему кругу обжалования, жалоба строилась на следующих существенных нарушениях требований КоАП и ПИКоАП:
1.Нарушение предыдущей судьёй при вынесении постановления 23.07.2021 г. норм КоАП и ПИКоАП при применении Закона, устанавливающего сроки наложения административного взыскания;
2.Неправильное применение норм КоАП Республики Беларусь 2003 г., устанавливающих административную ответственность;
3.Недопустимость протокола об административном правонарушении МГБ №_____ и незаконность вынесенных на его основе постановлений, поскольку он был составлен свидетелем по делу;
4.Недопустимость использованных доказательств – протоколов осмотров видеозаписей – поскольку они были составлены свидетелем по делу;
5. Нарушения при рассмотрении жалоб на действия, поданных в порядке главы 7 ПИКоАП Республики Беларусь и др.;
Районным судом жалоба была оставлена без удовлетворения, Минский городской суд пошел еще дальше – отменил все ранее вынесенные постановления судов и органа ГАИ и оставил в силе самое первое постановление зам.начальника ОГАИ.
Верховный суд
Защита и не думала останавливаться на достигнутом и подала жалобу в Верховный суд. Соответствующие аргументы были усилены, приведены ссылки на теорию административного права и процесса. В итоге председатель Верховного суда принял решение отменить постановление председателя Минского городского суда, последнее постановление по делу об административном правонарушении, последнее постановление районного суда и прекратить производство по делу.
В основу была взята позиция защиты по нарушению сроков наложения административного взыскания.
Отменить постановление по делу «пьяный руль»: позиция защиты по нарушению сроков наложения административного взыскания
23.07.2021 г. судьей Ш. было вынесено постановление об отмене постановления начальника ОГАИ Центрального РУВД г. Минска от 26.03.2021 г. и направлении дела на новое рассмотрение.
Между тем, процессуальное решение о направлении дела на новое рассмотрение основано на неправильном применении норм КоАП 2003 г. и КоАП 2021 г.
01 марта 2021 г. вступил в силу новый КоАП Республики Беларусь 2021 г.
В силу ч.1 ст.1.9 КоАП 2021 г., противоправность деяния и административная ответственность определяются актом законодательства, действовавшим во время совершения этого деяния. Временем его совершения признается время осуществления противоправного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий.
Согласно ч.3 ст.1.9 КоАП 2021 г., акт законодательства, устанавливающий противоправность деяния, усиливающий ответственность, иным образом ухудшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, обратной силы не имеет.
П.1 ч.5 ст.7.6 КоАП Республики Беларусь 2021 г. установил новые сроки на привлечение к ответственности в случае неоднократной отмены постановления по делу — сроки наложения административного взыскания не могут превышать одного года со дня совершения физическим лицом административного правонарушения.
Между тем данное нововведение ухудшает положение лица, совершившего правонарушение до вступления в силу нового КоАП 2021 г.
Согласно ч.2 ст.7.6 КоАП 2003 г., в случае отмены или утраты силы постановления по делу об административном правонарушении при новом рассмотрении дела о совершенном административном правонарушении административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня отмены или утраты силы постановления. При этом в случае неоднократной отмены постановления по делу об административном правонарушении административное взыскание не может быть наложено по истечении восьми месяцев со дня отмены первого постановления.
Увеличение срока на привлечение к ответственности в случае неоднократной отмены постановления по делу с 8 месяцев (КоАП 2003 г.) до 1 года (КоАП 2021 г.), то есть на 4 месяца – есть прямое ухудшение положения лица, совершившего административное правонарушение.
Касательно данного дела, соответствующий срок на привлечение к ответственности был увеличен на 1 месяц и 7 дней, исходя из следующего:
А) Первая отмена постановления по делу произошла 09.11.2020 г.
Б) Установленные 8-месячные сроки на привлечение к ответственности истекли 09.07.2021 г.
В) Годичный срок на привлечение к ответственности истекал 16.08.2021 г.
Таким образом, положение п.1 ч.5 ст.7.6 КоАП 2021 г. по настоящему делу неприменимо, оно не имеет обратной силы в силу ч.3 ст.1.9 КоАП 2021 г., поскольку УХУДШАЕТ положение лица, привлекаемого к административной ответственности.
По настоящему делу должны применяться сроки, установленные ч.2 ст.7.6 КоАП 2003 г.
Еще раз повторяюсь, что установленные 8-месячные сроки на привлечение к ответственности истекли 09.07.2021 г.
Таким образом, постановление судьи Ш. от 23.07.2021 г. в части направления дела на новое рассмотрение, является незаконным и необоснованным.
23.07.2021 г. после отмены соответствующего постановления начальника ОГАИ дело об административном правонарушении подлежало ПРЕКРАЩЕНИЮ как минимум по основанию, предусмотренному п.3 ч.1 ст.9.6 ПИКоАП 2021 г.
Таким образом, при подобном нарушении Закона начальника ОГАИ Центрального РУВД г. Минска не имел права 06.08.2021 г. выносить новое постановление о привлечении к административной ответственности, ПОСКОЛЬКУ истекли предельные 8-месячные сроки, установленные ч.2 ст.7.6 КоАП 2003 г.
Поэтому постановление от 06.08.2021 г. является незаконным и необоснованным, подлежащим безусловной отмене с прекращением в отношении меня административного процесса.
Постановление Верховного суда: отмена постановления и прекращение производства по делу