Об ответственности за неправомерную передачу управления транспортным средством другому лицу, находящемуся в состоянии алкогольного опьянения

Передача управления тс лицу в состоянии опьянения: практика ответственности

(в статье использованы НПА по состоянию на 2012 г.)

 

 

С 01 марта 2021 года вводиться в действие новый КоАП Республики Беларусь. Меняется не только нумерация статьи (была 18.16 КоАП – стала 18.15 КоАП), но также в разы усиливается ответственность за данное правонарушение.  Более подробно в соответствующем видео:

Редакция новая — проблемы старые

 

В первой части этого материала мы проанализировали п. 11 Правил дорожного движения, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от  28.11.2005 № 551 (далее — ПДД) в редакции 2009 года в контексте беспрецедентного дела об административном правонарушении, которое касалось якобы передачи управления учебным автомобилем курсанту автошколы, находящемуся в состоянии наркотического опьянения. Однако, как упоминалось там же, Указом Президента Республики Беларусь от 25.11.2010 № 611 п. 11 ПДД был изложен в новой редакции, которую, дабы не утруждать читателя поисками, приведем полностью еще раз:

«11. Владельцу транспортного средства либо лицу, имеющему право на управление транспортным средством, запрещается передавать управление транспортным средством другому лицу:

11.1. не имеющему при себе водительского удостоверения;

11.2. не убедившись, что лицо, которому передается управление транспортным средством, не находится в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ».

Сегодня мы проанализируем вышеуказанный пункт в новой редакции в контексте дела об административном правонарушении 2012 года, в котором якобы имела место «передача управления ТС» лицу, находящемуся в состоянии алкогольного опьянения.

 

Передача управления ТС лицу в состоянии опьянения: фабула дела

Гражданин А. 15 января 2012 г. вместе с гражданином Б. поздно вечером решили совершить поездку к своим знакомым в городской поселок N. Так как оба они до этого употребляли алкоголь, было принято решение обратиться к гражданину В. и попросить того подвезти их на автомобиле, который принадлежал гражданину А. на праве частной собственности. Гражданин Б. связался по мобильному телефону с гражданином В., изложил общую просьбу, на что гражданин В. ответил согласием. Непосредственно перед самым отъездом из Минска, гражданин А. спросил у гражданина В., употреблял ли тот алкогольные напитки в течение последних 3–4 часов, на что последовал отрицательный ответ.

Далее на выезде из Минска автомобиль был остановлен сотрудниками ДПС, гражданин В. (водитель) был отправлен на медицинское освидетельствование на предмет нахождения в крови алкоголя. Результаты освидетельствования зафиксировали у него состояние алкогольного опьянения, 0,3% этилового спирта в выдыхаемом воздухе, 0,38%— в крови. После этого на гражданина В. был составлен протокол об административном правонарушении за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, а на гражданина А. — за передачу управления автомобилем лицу, находящемуся в состоянии алкогольного опьянения. Гражданину А. вменялось в вину нарушение п. 11.2 ПДД, а именно то, что гражданин А. якобы «не убедился, что лицо, которому передается управление транспортным средством, не находится в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ…».

Передача управления ТС лицу в состоянии опьянения: основной вопрос предмета доказывания

Основным вопросом, который необходимо было установить по данному делу, являлся вопрос о том, имеется ли вина гражданина А. в содеянном.

Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.16 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) (передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии алкогольного опьянения), предусматривает совершение противоправного деяния с прямым умыслом. Согласно ч. 2 ст. 3.2 КоАП административное правонарушение признается совершенным с прямым умыслом, если физическое лицо, его совершившее, сознавало противоправность своего деяния, предвидело его вредные последствия и желало их наступления.

 Статья 3.4 КоАП определяет, что форма вины при совершении административного правонарушения, не связанного с наступлением вредных последствий, устанавливается по отношению физического лица к противоправному деянию.

Поскольку рассматриваемый состав не связан с наступлением вредных последствий, гражданин А. должен был осознавать противоправность деяния, определенного КоАП, а именно, на наш взгляд:

А)  сознавать то, что лицо, которому передается управление механическим транспортным средством, находилось в состоянии алкогольного опьянения;

Б)    сознавать то, что он осуществляет передачу управления механическим транспортным средством другому лицу находящемуся в состоянии алкогольного опьянения (что, собственно говоря, и запрещено законом).

Но на основании каких фактов и обстоятельств гражданин А. должен был прийти к выводу (осознанию), что лицо, которому он передал управление транспортным средством,  находится в состоянии алкогольного опьянения? И каким образом гражданин А. должен был убедиться, что лицо, которому передается управление транспортным средством, не находится в состоянии алкогольного опьянения? Давайте учитывать, что законодательство не содержит норм, которые бы обязывали граждан в этих случаях проводить освидетельствование лиц, которым передается управление транспортным средством, на предмет нахождения их в состоянии алкогольного опьянения (мы говорим об освидетельствовании в медицинском учреждении). Нет такой юридической обязанности у владельцев транспортных средств. Отсюда вывод, что владелец транспортного средства при оценке ситуации должен исходить из внешних признаков алкогольного опьянения физического лица.

 Эти признаки законодатель дает в Положении о порядке проведения освидетельствования физических лиц на предмет выявления состояния алкогольного опьянения и (или) состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.04.2011 № 497. К ним, например, относятся запах алкоголя изо рта, затруднения при сохранении равновесия, нарушения речи, шатающаяся походка и др.

Как следует из материалов дела (из показаний гражданина А.), 15 января 2012 г. гражданин В. был вполне адекватен, никаких признаков алкогольного или наркотического опьянения у него не наблюдалось (ни запаха, ничего другого). Его показания подтвердил свидетель Б. — гражданин, который непосредственно вызывал гражданина В., вместе с гражданином А. встречал гражданина В., видел состояние последнего, мог это состояние оценить.

Как следует из акта освидетельствования гражданина В. от 15.01.2012 № 513, у него действительно было обнаружено состояние алкогольного опьянения. Однако цифры указывают на минимальную степень этого опьянения — 0,3% этилового спирта в выдыхаемом воздухе, 0,38 % — в крови. Как свидетельствуют данные медицинской науки, такая степень алкогольного опьянения во внешних признаках не проявляется, и выявить такую степень алкогольного опьянения путем анализа и оценки внешних признаков практически невозможно.

Таким образом, можно утверждать, что гражданин А. никак не мог и не должен был сознавать то, что гражданин В. находился в состоянии алкогольного опьянения. Он практически не мог об этом даже подозревать. Отсюда следует вывод, что гражданин А. считал (сознавал), что он осуществляет передачу управления механическим транспортным средством трезвому гражданину В.

В совокупности же все вышесказанное, на наш взгляд, свидетельствует об отсутствии вины гражданина А. в том деянии, в котором он был обвинен по настоящему делу. 

Пройдя по итогу 6 кругов обжалования, в связи с внесенными изменениями в КоАП в 2013 г., дело по факту «передача управления ТС» лицу, находящемуся в состоянии алкогольного опьянения, после отмены очередного постановления ОГАИ (которое было признано незаконным), было прекращено за истечением сроков наложения административного взыскания.

 

Если вы попались в аналогичную ситуацию — внимательно читайте данную статью: 18.15 КоАП – как избежать незаконного привлечения к ответственности за нетрезвое вождение

 

Как не попасть на уловку ГАИ на рассмотрении дела об административном правонарушении, чтобы иметь возможность обжаловать постановление по 18.15 КоАП

 

Наша практика прекращения дел по ст.18.15 КоАП в соответствующих видеосюжетах:

 

 

 

Свежую практику по статье 18.15 КоАП Республики Беларусь вы можете увидеть здесь:

1.Нарушение порядка освидетельствования на алкоголь: как прекратить дело по статье 18.15 КоАП?

2.Освобождение от ответственности за якобы вождение в состоянии наркотического опьянения

3.Одно продувание – основание для прекращения дела по ч.1 ст.18.15 КоАП

4.Как отменить постановление начальника ОГАИ с прекращением дела

5. Как прекратить дело по ст.18.15 ч.1 КоАП в г. Мозырь

6. ч.1 ст.18.15 КоАП: практика прекращения в г.Речица

7. Прекращение дел по ст.18.13 ч.12 (ДТП), ч.4 ст.18.15 (распитие после ДТП), ч.2 ст.18.16 (оставление места ДТП) КоАП Республики Беларусь

8. ч.2 ст.18.15 КоАП РБ – как прекратить дело до вынесения постановления

9. ОГАИ Советского РУВД г.Минска: как прекратить 18.15 КоАП

10.ОГАИ Ивановского РОВД: практика прекращения ч.2 ст.18.15 КоАП

11.Отказ от мед. освидетельствования (18.15 ч.2 КоАП): практика прекращения за недоказанностью вины

12. Распитие спиртного после подачи сигнала об остановке (ч.4 ст.18.15 КоАП): практика прекращения

 

Практика по статье 317-1 УК Республики Беларусь (повтораная в течение года «пьянка» за рулем)

1.Рецидивист — и этим все сказано? Автомобилист, дважды пойманный за «пьянку», утверждает, что третий раз его оговорили

2. 317-1 УК Республики Беларусь «Отказ от прохождения освидетельствования»: практика прекращения за отсутствием в деянии состава преступления

3. ч.1 ст. 317-1 УК «Управление ТС в состоянии наркотического опьянения», совершенное в течение года после административного правонарушения по ч.2 ст.18.15 КоАП: практика прекращения за отсутствием состава уголовного преступления (п.2 ч.1 ст.29 УПК Республики Беларусь)

Архивы