ч.2 ст.18.16 КоАП РБ – оставление места ДТП: что можно сделать чтобы не было лишения водительских прав?
ч.2 ст.18.16 КоАП РБ устанавливает административную ответственность для водителя за нарушение ПДД, выразившееся в оставлении места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он является, в случаях, когда это запрещено законодательными актами, которое влечет наложение штрафа в размере от пяти до двадцати пяти базовых величин или лишение права заниматься определенной деятельностью сроком до двух лет.
Согласно п.п.2.40-1 ПДД, оставление места дорожно-транспортного происшествия – это действия участника дорожно-транспортного происшествия, направленные на сокрытие факта такого происшествия или обстоятельств его совершения, повлекшие необходимость проведения сотрудниками Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел (далее – ГАИ) мероприятий по установлению (розыску) данного участника и (или) розыску транспортного средства.
В соответствии с п.п.32.1 п.32 ПДД, участнику дорожного движения, являющемуся участником дорожно-транспортного происшествия, запрещается оставлять место дорожно-транспортного происшествия, перемещать транспортное средство и предметы, имеющие отношение к дорожно-транспортному происшествию, кроме случаев, указанных в подпункте 31.3 и части второй подпункта 31.4 пункта 31 ПДД.
Моя собственная правоприменительная насчитывает десятки дел об административных правонарушениях по ч.2 ст.18.16 КоАП, по которым мы оспаривали как сам факт совершения правонарушения в виде оставления места ДТП, так и соответствующую меру взыскания в виде лишения водительских «прав».
Как правило, оставление места ДТП (ч.2 ст.18.16 КоАП) идет «прицепом» к самому ДТП (ч.12 ст.18.13 КоАП либо ч.1 ст.18.16 КоАП) и тактика защита зависит от конкретных действий водителя и обстоятельств произошедшего.
Как не «попасть» на очевидное оставление места ДТП
Ч.2 ст.18.16 КоАП – оспаривание правонарушения по существу
Оспаривание факта совершения правонарушения по оставлению места ДТП напрямую сопряжено с оспариванием факта самого ДТП и с оспариванием наличия субъективной стороны правонарушения.
Необходимо отметить, что, если в действиях водителя отсутствует либо не доказан факт совершения ДТП, соответственно в его действиях отсутствует и оставление места ДТП и дело по ч.2 ст.18.16 КоАП подлежит прекращению.
Также следует учитывать, что оставление места ДТП характеризуется умышленной формой вины, поэтому если водитель не осознавал, что он совершает ДТП, то фактически можно констатировать, что в его действиях отсутствует умысел и на оставление места ДТП, и вся субъективная сторона правонарушения в целом.
В этом случае дело по ч.2 ст.18.16 КоАП за оставление места ДТП также подлежит прекращению.
Мою свежую практику по этой теме читайте здесь: Оставление места ДТП (ч.2 ст.18.16 КоАП) – как прекратить дело?
Также можно оспаривать вынесенное постановление по процессуальным нарушениям, добиваться неоднократных отмен выносимых органами ГАИ постановлений и по итогам пробовать прекратить производство по делу за истечением сроков наложения административного взыскания.
Подробнее об этом в следующем видео:
Как это работает на практике вы можете прочитать в данных статьях:
1.Не доказан факт ДТП – нет ответственности по ч.3 ст.18.16 КоАП (распитие алкоголя после ДТП) и ч.2 ст.18.17 КоАП (оставление места ДТП)
2. Прекращение дел по ст.18.13 ч.12 (ДТП), ч.4 ст.18.15 (распитие после ДТП), ч.2 ст.18.16 (оставление места ДТП) КоАП Республики Беларусь
3.Обжаловать лишение водительских прав по существенному нарушению
Оставление места ДТП – как попробовать добиться минимального наказания без лишения права управления
Анализ основных факторов, по которым Вас могут лишить или не лишить «водительских прав» вы можете изучить в следующем видео:
Если водитель всё же осознает, что в его действиях имел факт оставления места ДТП, то как уже написано выше, санкция статьи 18.16 ч.2 альтернативная – штраф или лишение специального права – права на управление транспортными средствами.
И в этом случае можно попытаться добиться наказания, не связанного с лишением водительских прав.
Вот краткий алгоритм возможных действий:
1.Сбор характеризующего материала – характеристика с места работы, благодарности, грамоты и т.д.;
2.Если работа связана с постоянным использованием ТС – сбор и дальнейшее представление соответствующих документов;
3.Определение смягчающих ответственность обстоятельств, исходя из ч.1 ст.7.2 КоАП Республики Беларусь (например, признание вины и чистосердечное раскаяние – некоторые мои клиентки даже слезу пускали)
4.Определение иных обстоятельств, которые могут быть признаны смягчающими – перечень открытый, и согласно ч.2 ст.7.2 КоАП суд, орган, ведущий административный процесс, могут признать смягчающими административную ответственность и иные обстоятельства, которые не описаны в ч.1 ст.7.2 КоАП РБ.
5.Все вышеперечисленные обстоятельства необходимо обязательно оформить в письменном виде с приложением всех возможных документов, подтверждающих наличие у вас соответствующих обстоятельств.
Образец необходимого ходатайства вы можете найти по ссылке:
https://advokat-latyshev.by/hod_admn_process/hod_ne_lishenii_voditelskih_prav/
Практику привлечения к ответственности и назначения наказания вы можете увидеть в следующем видео:
Ч.2 ст.13.16 ПИКоАП Республики Беларусь устанавливает, что основанием к отмене или изменению не вступившего или вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении является несоответствие назначенного судом, органом, ведущим административный процесс, уполномоченными рассматривать дело об административном правонарушении, административного взыскания тяжести совершенного административного правонарушения.