Как обжаловать арест ТС как меру обеспечения административного процесса?
Внимание!!! В статье использованы НПА по состоянию на сентябрь 2019 г. С 01.03.2021 г. действует новый КоАП и ПИКоАП Республики Беларусь.
Очень часто в нашей практике по статье 18.16 КоАП Республики Беларусь мы сталкиваемся с соответствующими манипуляциями со стороны должностных лиц ОГАИ касательно вопросов оплаты штрафа. Некоторые инспекторы ДПС признают транспортное средство вещественным доказательством, помещают его на охраняемую стоянку (https://advokat-latyshev.by/avto/avto_kak_veshdok/) и начинают манипулировать им, а большинство инспекторов ДПС берут и накладывают арест на транспортное средство и начинают психологическую обработку водителя – мол, если не признаешь вины, сейчас же после вынесения постановления не оплатишь штраф – то и автомобиля (мотоцикла, электроскутера и т.д.) тебе не видать.
При этом, зачастую стоимость арестованного транспортного средства в несколько (а иногда) и в десятки раз превышает размер штрафа.
Также весьма часто встречаются случаи, когда арест транспортного средства в качестве меры обеспечения оплаты штрафа водителем накладывается на транспортное средство, принадлежащее третьему лицу.
Все подобные действия со стороны инспекторов ДПС являются необоснованными, а сам арест – незаконным.
А любые незаконные действия и решения должностных лиц органа, ведущего административный процесс, можно обжаловать и добиться отмены этих решений. Но обо всем по порядку.
Правовое регулирование
Арест как мера обеспечения административного процесса регулируется статьей 8.7 ПИКоАП Республики Беларусь.
Ч.1 ст.8.7 ПИКоАП Республики Беларусь устанавливает, что в целях обеспечения исполнения постановления о наложении административного взыскания в виде штрафа, конфискации или взыскания стоимости судья, должностное лицо органа, ведущего административный процесс, вправе наложить арест на имущество.
Часть 3 вышеназванной статьи устанавливает, что арест имущества проводится в присутствии собственника или лица, у которого имущество находится, а при отсутствии этих лиц — в присутствии двух понятых.
О наложении ареста на имущество должностное лицо органа, ведущего административный процесс, обязано вынести мотивированное постановление и составить протокол описи арестованного имущества.
Основания для отмены ареста на транспортное средство как меры обеспечения административного процесса
Стандартное постановление о наложении ареста на транспортное средство выглядит так:
На сегодняшний день можно выделить следующие группы оснований для отмены постановления о наложении ареста на транспортное средство:
А) Процессуальные нарушения (немотивированность постановления, вынесение постановления в отсутствие собственника или понятых, отсутствие описи арестованного имущества и другие).
Б) Несоответствие стоимости арестованного имущества максимальному размеру штрафа.
В соответствии с ч.7 ст.8.7 ПИКоАП Республики Беларусь, стоимость имущества, подвергнутого аресту в целях обеспечения исполнения постановления о наложении административного взыскания в виде штрафа, не должна превышать максимального размера штрафа, предусмотренного санкцией статьи Особенной части КоАП Республики Беларусь, по которой физическое либо юридическое лицо привлекается к административной ответственности.
Допустим, инспектор ДПС выявляет водителя в состоянии алкогольного опьянения и накладывает арест на его автомобиль марки Опель стоимостью 30 000 рублей.
Максимальный размер штрафа, предусмотренного санкцией статьи 18.16 КоАП Республики Беларусь, по которой будет привлекаться водитель, составляет 100 базовых величин, что на сегодняшний день составляет 2550 рублей.
То есть стоимость арестованного имущества в 11.7 раз превышает максимальный размер возможной суммы штрафа.
В нормах Закона (ч.8 ст.8.7 ПИКоАП Республики Беларусь) есть одно исключение из вышеназванного правила — стоимость имущества, подвергнутого аресту в целях обеспечения исполнения административного взыскания в виде штрафа, может превышать указанный размер, если имущество относится к неделимым вещам и у лица, в отношении которого ведется административный процесс, не выявлено иного имущества, на которое может быть наложен арест и стоимость которого позволяла бы обеспечить исполнение такого административного взыскания.
То есть должны одновременно выполняться два вышеназванных условия – неделимость имущества и отсутствие у водителя иного имущества, на которое может быть наложен арест.
Если с неделимостью вещи все понятно (вещь, раздел которой в натуре невозможен без изменения ее назначения, признается неделимой – статья 133 ГК Республики Беларусь) и транспортное средство является таковой, то с выявлением иного имущества со стороны должностных лиц ОГАИ возникает масса вопросов.
Еще ни разу в нашей практике мы не встречали, чтобы инспекторы ДПС пытались выявить какое-либо иное имущество, а не транспортное средство. Инспекторы ДПС идут по пути наименьшего сопротивления – есть транспортное средство – наложим арест на него, авось не будет обжаловать.
При этом, давайте еще раз внимательно взглянем на фрагмент из постановления о наложении ареста:
Выделенная красной линией запись фигурирует во всех постановлениях о наложении ареста на транспортное средство, которые были в нашем производстве.
Между тем, такая постановка вопроса является не основанной на Законе. В ч.8 ст.8.7 ПИКоАП Республики Беларусь не идет речь о выявлении имущества ТОЛЬКО на месте совершения административного правонарушения. Такой записи в норме права, попросту говоря, НЕТ.
Исходя из толкования ч.8 ст.8.7 ПИКоАП Республики Беларусь, инспектор ДПС обязан выявлять все имущество гражданина, на которое может быть наложен арест – по месту регистрации, месту пребывания, месту жительства и т.д.
Однако инспекторы этого не делают – вот оно, транспортное средство, прямо на месте – зачем себя утруждать выполнением требований Закона и соблюдением прав и интересов граждан.
Подобные действия инспекторов ДПС и вышеперечисленные записи являются незаконными и служат основанием для отмены соответствующего постановления о наложении ареста.
В) Наложение ареста на имущество третьего лица, которое является собственником ТС
Также весьма распространенной является практика инспекторов ДПС накладывать арест на транспортное средство, которое не принадлежит водителю, а принадлежит его родственнику, другу или знакомому.
Данные действия инспекторов ДПС также являются незаконными, поскольку нарушается статья 44 Конституции Республики Беларусь, гарантирующая неприкосновенность собственности. Непосредственно собственник транспортного средства не отвечает принадлежащим ему имуществом по оплате штрафа водителем, в отношении которого ведется административный процесс по ст.18.16 КоАП Республики Беларусь.
Не принадлежащее на праве собственности водителю транспортное средство не может служить обеспечением исполнения постановления о наложении административного взыскания в виде штрафа в случае привлечения такого водителя по статье 18.16 КоАП.