Как обжаловать незаконные действия инспектора ДПС
Как часто инспекторы ДПС нашей Родины допускают нарушению требования Закона при ведении административного процесса и при оформлении процессуальных документов? Наша практика показывает, что в каждом деле об административном правонарушении, которое было в нашем производстве, таких незаконных действий и решений инспекторов ДПС и их руководителей может быть десять, двадцать, тридцать и т.д.
Соответствующие незаконные действия и решения инспектора ДПС и (или) его начальника напрямую влияют на права и законные интересы гражданина, а также на допустимость собранных по делу доказательств.
Статья 6.15 ПИКоАП Республики Беларусь устанавливает, что доказательство признается недопустимым, если оно получено с нарушением конституционных прав и свобод гражданина или требований ПИКоАП Республики Беларусь, связанным с лишением или ограничением прав участников административного процесса или нарушением иных правил административного процесса.
Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу вынесения решения по делу об административном правонарушении.
Одним из элементов права физического лица на защиту в административном процессе является право на обжалование незаконных действий и решений должностного лица органа, ведущего административный процесс.
Это является также основным способом отстаивания ваших прав на стадии до вынесения постановления по делу.
Ведь административный процесс может вполне закончится еще на данной стадии, если соответствующий государственный орган надлежащим образом выполнит свою обязанность по всестороннему и объективному рассмотрению соответствующей жалобы и признает изложенные в ней доводы обоснованными, а действия – незаконными.
Также подача соответствующей жалобы может существенно облегчить дальнейшую борьбу с органами ГАИ (при рассмотрении дела, при обжаловании постановления).
В данной статье мы подробно остановимся на основных вопросах обжалования незаконных действий и решений инспектора ДПС и (или) его начальника в административном процессе, проблемных аспектах, связанных с обжалованием ну и всеми остальными вытекающими вопросами и проблемами.
Правовая база
Обжалование незаконных действий и решений должностного лица органа, ведущего административный процесс, регулируется главой 7 ПИКоАП Республики Беларусь.
Сопутствующие статьи: 2.2, 2.8, 2.16, 4.1 ПИКоАП Республики Беларусь.
Кто имеет право обжаловать незаконные действия инспектора ДПС и его начальника?
Статья 7.1 ПИКоАП Республики Беларусь устанавливает право обжаловать незаконные действия и решения инспекторам ДПС всем участникам административного процесса, а также иным юридическим и физическим лицам, если производимые процессуальные действия и решения затрагивают их права и законные интересы.
Какие незаконные действия инспектора ДПС или его начальника можно обжаловать в порядке главы 7 ПИКоАП?
В нормах Закона отсутствует какой-либо перечень действия и решений, которые могут быть обжалованы в порядке главы 7 ПИКоАП Республики Беларусь. По этому, в принципе могут быть обжалованы в порядке этой главы любые действие инспектора ДПС или его начальника, которые вы посчитаете незаконными. Главное обосновать незаконность этих действий со ссылкой на нормы права, которые подтверждают вашу позицию.
Вот примерный (но далеко не исчерпывающий перечень) действий и решений инспектора ДПС и его начальника, которые могут быть обжалованы в порядке главы 7 ПИКоАП Республики Беларусь:
1.Составление протокола об административном правонарушении в общем;
2.Нарушения при составлении протокола об административном правонарушении;
3.Нарушения при проведении процедуры освидетельствования;
4.Отказ в удовлетворении ходатайств;
5.Отказ в реализации права на защиту (на предоставление возможности воспользоваться помощью защитника);
6.Отказ в ознакомлении с материалами дела об административном правонарушении;
7.Наложение ареста на транспортное средство;
8. На административное задержание и т.д.
Содержание жалобы на незаконные действия инспектора ДПС
Ч.4 ст. 7.2 ПИКоАП Республики Беларусь устанавливает требования к жалобе на действия:
1) государственный орган, суд, прокурор, должностное лицо, которому адресуется жалоба;
2) фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) физического лица, наименование юридического лица, подающих жалобу, их место жительства (место пребывания) или место нахождения, процессуальное положение в деле об административном правонарушении;
3) обжалуемые действия и решения судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс;
4) доводы о незаконности действий и решений судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс.
Ч.5 ст.7.2 ПИКоАП Республики Беларусь устанавливает, что соответствующая жалоба должна быть подписана лицом, ее подающим.
Образец жалобы на незаконные действия инспектора ДПС (на примере не выдачи копии протокола об административном правонарушении) вы можете найти здесь: https://advokat-latyshev.by/hod_admn_process/zhaloba_na_dejstviya/
Порядок обжалования и сроки рассмотрения жалобы на действия инспектора ДПС или его начальника
В соответствии с ч.1 ст.7.2 ПИКоАП Республики Беларусь, вы имеете право обжаловать незаконные действия инспектора ДПС и (или) его начальника:
А) вышестоящему должностному лицу;
Б) в вышестоящий государственный орган;
В) прокурору;
Г) в суд;
В нормах Закона не указано, что вы можете одновременно подавать жалобу только в один государственный орган. В нашей практике бывали случаи, когда жалобы подавались одновременно в 2 или 3 описанных выше гос.органа, и полученные решения по ним были одно веселее другого (диаметрально противоположные).
Теперь на примере разберем куда адресовать и подавать соответствующие жалобы.
Например, вас остановил и произвел неправомерные действия инспектор ДПС ОГАИ Мозырского РОВД Иванов Иван Иванович. Вы считаете, что его действия незаконны и хотите их обжаловать. Вы можете подать соответствующие жалобы:
А) вышестоящему должностному лицу – это будет либо начальник (заместитель начальника) ОГАИ Мозырского РОВД, либо начальник (заместитель начальника) непосредственно Мозырского РОВД;
Б) в вышестоящий государственный орган – УВД Гомельского облисполкома, подразделение – Управление государственной автомобильной инспекции (УГАИ);
В) прокурору – это будет прокурор Мозырского района;
Г) суд – соответственно суд Мозырского района;
Жалоба на неправомерные действия инспектора ДПС и его начальника может быть подана в течение срока ведения административного процесса и до вынесения постановления по делу об административном правонарушении.
Ч.1 ст.7.4 ПИКоАП Республики Беларусь устанавливает, что соответствующая жалоба рассматривается в пятидневный срок со дня ее поступления.
Жалоба рассматривается с участием лиц, указанных в статье 7.1 ПИКоАП Республики Беларусь, если они заявили ходатайство об этом. Неявка указанных лиц в суд, орган, ведущий административный процесс, не препятствует рассмотрению жалобы.
Мы рекомендуем нашим клиентам участвовать в рассмотрении соответствующих жалоб – для пояснения позиции, дополнения доводов и т.д. Для этого в конце соответствующей жалобы необходимо сделать приписку в виде соответствующего ходатайства:
«…Одновременно с этим, на основании ч.5 ст.7.2 ПИКоАП ХОДАТАЙСТВУЮ о рассмотрении настоящей жалобы в моём присутствии с соответствующим ЗАБЛОГОВРЕМЕННЫМ вызовом меня в письменном виде и по телефону №_____________…».
Решение по жалобе на незаконные действия и решения инспектора ДПС и (или) его начальника
Рассмотрев соответствующую жалобу должностное лицо принимает одно из следующих решений – удовлетворяет (полностью либо в части) либо не удовлетворяет жалобу.
Копия решения по жалобе в течении трех суток высылается лицу, ее подавшему.
Также соответствующее решение, исходя из быстротечности административного процесса, является окончательным и обжалованию не подлежит.
Обжаловать незаконные действия инспектора ДПС: как примерно должны выглядеть ответы
А) Ответ по жалобе вышестоящему должностному лицу
Б) Ответ по жалобе в прокуратуру
В) Ответ по жалобе в суд (любезно предоставлен коллегой из г. Могилева Александром Хамратовым (https://vk.com/hamratov/)
Если жалобу пересылают…..
Иногда в ответ на жалобу можно получить такую бумагу:
Зачастую органы, если они не хотят рассматривать по существу подаваемую жалобу на действия, пользуются следующей нормой:
Ч.1 ст.7.2 ПИКоАП Республики Беларусь: жалоба, поступившая после направления дела об административном правонарушении в суд, орган, ведущий административный процесс, уполномоченные его рассматривать, рассматривается вместе с делом об административном правонарушении.
В практике рассмотрения и разрешения соответствующей жалобы у некоторых должностных лиц органов прокуратуры и МВД сложилось, на наш взгляд, ошибочное представление о том, когда соответствующее дело направляется на рассмотрение. Они считают, что если составлен протокол об административном правонарушении, то, в соответствии со ст.11.23ПИКоАП Республики Беларусь, подготовка дела об административном правонарушении окончена и дело автоматически отправлено на рассмотрение.
Однако же это далеко не так. Подготовка дела об административном правонарушении оканчивается (и, соответственно, дело может быть направлено на рассмотрение), когда соответствующее лицо в порядке ст.11.23 и 11.26 ПИКоАП Республики Беларусь ознакомиться с материалами дела, изучит их, подготовит соответствующие дополнительные ходатайства, и когда эти ходатайства будут рассмотрены. До момента реализации лицом вышеуказанных полномочий он имеет полное право подавать соответствующую жалобу на действия и ее должно рассматривать то должностное лицо, которому она адресовано.
Если же соответствующее должностное лицо игнорирует требования Закона и присылает вам подобные «отписки», то вам необходимо подниматься по иерархии вверх – допустим, соответствующее решение о пересылке принял прокурор Мозырского района – его действия необходимо обжаловать прокурору Гомельской области.