Наиболее важные изменения в ПИКоАП 2021 г.
01 марта 2021 г. вступил в силу новый ПИКоАП Республики Беларусь. Процессуально-исполнительный кодекс претерпел значительные изменения. Мы рассмотрим наиболее важные из них, которые в первую очередь касается водителей.
Изменения в ПИКоАП 2021 г: Наложение ареста на транспортное средство
По общему правилу исходя из ч.8 ст.8.7 ПИКоАП Республики Беларусь, стоимость имущества, на которое накладывается арест, не должна превышать суммы штрафа, предусмотренного соответствующей санкцией статьи КоАП.
Теперь в нормы ПИКоАП Республики Беларусь (в часть 9 вышеназванной статьи) внесли изменения –в случае совершения правонарушений по ст. 18.14 КоАП (управление ТС лицом, не имеющим права управления), ст.18.15 КоАП (нетрезвое вождение) арест может накладываться в любом случае вне зависимости от суммы штрафа.
За арестованный и помещенный на охраняемую стоянку автомобиль плата с собственника взыматься не будет
Наконец-то законодатель ввел чёткую норму касательно вопросов оплаты хранения арестованного имущества — ч.11 ст.8.7 ПИКоАП. В этой норме прямо указано, что «хранение имущества, на которое наложен арест, осуществляется на безвозмездной основе». Ранее на практике это был очень «проблемный» вопрос, когда арестовывали ТС, помещали его на охраняемую стоянку, граждане начинали отстаивать свои права (иногда затягивалось на год-полтора), доказывалась незаконность действий и решений (в том числе ареста), а затем автостоянки несмотря ни на что выставляли счета за хранение автомобилей, ссылаясь на свои внутренние инструкции.
Теперь в законе по этому вопросу поставлена жирная точка.
Новые меры обеспечения административного процесса — важные изменения в ПИКоАП 2021
В новом ПИКоАП добавились две новые меры обеспечения – временное ограничение на выезд за пределы Беларуси и временное ограничение на право управления механическими транспортными средствами, моторными маломерными судами, на охоту. Они объединены в одну статью – 8.15 ПИКоАП Республики Беларусь.
Применяться эти меры могут только судом при рассмотрении административных дел против порядка управления – это глава 24 КоАП Республики Беларусь, включающая в себя 59 различных составов административных правонарушений.
Использовать такие меры могут до исполнения административного взыскания, например, до уплаты штрафа.
В случае применения таких мер, лицо, считающее их незаконными и необоснованными, вправе обжаловать соответствующие действия и решения. Обжалование происходит в рамках главы 7 ПИКоАП Республики Беларусь. Более подробно можно прочитать здесь.
Можно ли производить видеосъемку должностных лиц органа, ведущего административный процесс
Ранее на практике очень часто возникали вопросы касательно производства видеосъемки инспектора ДПС при осуществлении им своей служебной деятельности либо начальника ОГАИ при рассмотрении дела. По этом было много публикаций, много различных мнений, много привлечения к ответственности по статье за неповиновение, когда инспекторы ДПС запрещали себя снимать.
Здесь законодатель тоже решил поставить точки над «и» и ввести норму права, которая устанавливает, что по применение технических средств все решения принимает должностное лицо. Прямо устанавливается, что применение любых технических средств (в том числе аудио-видеозаписывающих устройств) при производстве процессуальных действий другими лицами допускается только с разрешения должностного лица органа, ведущего административный процесс (ч.2 ст.6.12 ПИКоАП).
Ведение аудиозаписи при рассмотрении дела об административном правонарушении
Изменения в ПИКоАП 2021 г. коснулись также и вопросов применения звукозаписывающих устройств при рассмотрении дела. Законодатель ввел отдельную норму касательно ведения аудиозаписи при рассмотрении дела об административном правонарушении. Ранее по этому поводу также часто возникали конфликты с начальниками ОГАИ, которые ссылаясь на свои внутренние ДСП-шные документы, применяемые только к сотрудникам ОВД, запрещали аудиозаписи при рассмотрении дел, а если такие записи производились – ссылались на их недопустимость и грозили привлечь к административной ответственности за неповиновение.
Теперь же введена ч.6 ст. 6.12 ПИКоАП, которая устанавливает, что присутствующие при открытом рассмотрении дела об административном правонарушении, а также при рассмотрении жалобы (протеста) на постановление по делу об административном правонарушении вправе осуществлять аудиозапись.
Конкретизация содержания постановления по вопросам нарушения скоростного режима, зафиксированного в автоматическом режиме
Также Законодатель в новом ПИКоАП ввел, на первый взгляд, незаметную формулировка того, что должно содержать постановление в случае фиксации административного правонарушения против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами — изображение транспортного средства в момент совершения правонарушения либо изображение транспортного средства, подтверждающее факт правонарушения (п.5 ч.4 ст.10.4 ПИКоАП Республики Беларусь).
Обращаю внимание на следующую фразу: «либо изображение транспортного средства, подтверждающее факт правонарушения». Это формулировка вводится для нового в Беларуси веяния — привлечения к ответственности за нарушение скоростного режима на основании средней скорости движения и означает, что в постановлении может приводится фотография транспортного средства, зафиксированная любой из камер в зоне скоростного контроля.
Изменения в ПИКоАП: Вопросы касательно течения сроков лишения водительский «прав»