Право на отвод в административном процессе
Адвокат МиноблЮК №1 Латышев С.В.
Адвокат МиноблЮК №2, магистр юридических наук, Латышев П.С.
Еще одним фундаментальным правом участников административного процесса (помимо права на заявление ходатайств, о котором мы писали здесь: https://advokat-latyshev.by/adm_pravo_process/hodataystvo_v_adm_processe/ ) является право на отвод.
Основания для отвода судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, закреплены в ч.1 ст.5.1 ПИКоАП Республики Беларусь. К таковым относятся:
1) если они участвовали ранее в этом же деле в качестве потерпевшего или лица, в отношении которого велся административный процесс, представителя или законного представителя потерпевшего, законного представителя лица, в отношении которого велся административный процесс, а также защитника, свидетеля, эксперта, специалиста или переводчика;
2) если они являются родственниками потерпевшего, лица, в отношении которого ведется административный процесс, или их представителей;
3) если имеются иные обстоятельства, дающие основания полагать, что они лично (прямо или косвенно) заинтересованы в исходе данного дела.
Вышеназванные основания в силу ч.2 ст.5.1 ПИКоАП Республики Беларусь, распространяются и на секретаря судебного заседания.
С первыми двумя основания для отвода всё более менее понятно. А вот с третьим основанием про иные обстоятельства, которые дают основания полагать, что соответствующее лицо лично заинтересовано в исходе не всё так просто. Ни в тексте Закона, ни в соответствующих комментариях перечисления этих «иных обстоятельств» нет.
Поэтому всё здесь зависит от конкретного дела об административном правонарушении и от конкретного субъекта, которому заявляется отвод.
Так, по одному из дел об административных правонарушениях, лицо, привлекаемое к ответственности, заявляло отвод судье, которому было поручено рассматривать жалобу на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении по тому основанию, что квартира данного судьи располагалась на одной лестничной клетке с квартирой начальника ОГАИ, который выносил постановление по делу и с которым у них были дружеские отношения.
По другому делу лицо, в отношении которого велся административный процесс, заявляло отвод судье, рассматривающему жалобу на постановление начальника ОГАИ, по тому основанию, что данный судья ранее проходил службу в одном подразделении вместе с данным начальником ОГАИ.
К данному перечню «иных обстоятельств», на наш взгляд, также можно отнести и нарушения требований Закона соответствующими должностными лицами или судьей, которые они допускают в ходе ведения административного процесса (например, нарушение права на защиту путем не предоставления защитника; немотивированный отказ в удовлетворении ходатайств; нарушение права на уведомление об окончании подготовки дела к рассмотрению; права на ознакомление с материалами дела и т.д.).
Разобравшись с основаниями для отвода должностного лица органа, ведущего административный процесс и судьи, перейдем к основаниям отвода других участников административного процесса.
Ч.1 ст.5.2 ПИКоАП Республики Беларусь устанавливает, что эксперт, специалист, переводчик, понятой не вправе участвовать в административном процессе при наличии обстоятельств, указанных в ч.1 ст.5.1 ПИКоАП, которые цитировались выше, то есть оснований для отвода судьи и должностного лица органа, ведущего административный процесс. При этом, в этой статье есть и дополнение относительно конкретно данных субъектов:
«а также ввиду служебной или иной зависимости от кого-либо из лиц, заинтересованных в исходе дела».
При этом, ч.2 ст.5.2 ПИКоАП Республики Беларусь указывает, что эксперт, специалист, переводчик подлежат отводу также в случае обнаружения их некомпетентности.
Например, вас привезли в учреждение здравоохранения для прохождения освидетельствования на предмет определения состояния алкогольного опьянения. Врач, который должен проводить освидетельствование, в силу статьи 4.8 ПИКоАП Республики Беларусь, является соответствующим специалистом, имеющим как свои права, так и обязанности, установленные Законом. Первая его прямая обязанность – это установление достаточности данных для проведения освидетельствования – соответствующих признаков алкогольного опьянения (в силу статьи 10.14 ПИКоАП Республики Беларусь). Вторая его обязанность – это проверка Вашего процессуального статуса. Далее есть определенная методика проведения освидетельствования (смена мундштука, применение пересчетного коэффициента и т.д.).
Соответственно, если врач как специалист, этого не выполняет вышеуказанных действий, нарушает методику проведения освидетельствования, можно вести речь о его профессиональной некомпетентности и ставить вопрос об его отводе.
Ч.4 ст.5.2 ПИКоАП Республики Беларусь указывает, что представить и защитник подлежат отводу, если они участвовали в этом же деле в качестве иных участников процесса.
Статья 5.3 ПИКоАП Республики Беларусь устанавливает, что при наличии всех вышеперечисленных обстоятельств (закрепленных в ч.1 ст.5.1 и ст.5.2 ПИКоАП) соответствующие лица обязаны устраниться от участия в административном процессе, заявив самоотвод.
Соответственно, если они это не делают, то отвод им может быть заявлен другими участниками процесса, защищающими свои или представляемые права и интересы.
Также в этой статье указано, что судья, должностное лицо органа, ведущего административный процесс, вправе при обнаружении обстоятельств, исключающих возможность участия соответствующего лица в административном процессе, отстранять его от участия в административном процессе по собственной инициативе.
При этом Законом (ч.2 ст.5.3 ПИКоАП) устанавливается, что самоотвод и отвод должны быть мотивированы и заявлены до принятия решения по делу об административном правонарушении.
Хотя Законом и не устанавливается форма подачи соответствующего отвода и самоотвода, анализируя вышеуказанную ч.2 ст.5.3 ПИКоАП Республики Беларусь мы можем сделать вывод о том, что отвод и самоотвод должны подаваться в письменном виде с указанием соответствующих мотивов.
Соответствующие примеры, как оформляются отводы отдельным участникам административного процесса, вы можете посмотреть здесь:
1.Отвод судье, рассматривающему жалобу на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении;
2.Отвод должностному лицу органа, ведущего административный процесс;
3. Отвод врачу как специалисту, проводящему освидетельствование на предмет определения состояния опьянения
Теперь давайте разберемся с порядком разрешения отвода.
Ч.1 ст.5.4 ПИКоАП Республики Беларусь устанавливает, что заявленный отвод обязан быть разрешен соответствующим субъектом, в чью компетенцию это входит, немедленно. Исходя из лексического значения, это обозначает «без промедления, тотчас же, сразу». Не через день, не через неделю – а сразу же, незамедлительно.
В нашей практике бывали случаи, когда соответствующее должностное лицо из системы МВД заявляло, что отвод будет рассмотрен в течение недели. Подобные действия являются незаконными и могут быть обжалованы в порядке главы 7 ПИКоАП Республики Беларусь.