Адвокат, магистр юридических наук, Латышев П.С.
Одним из фундаментальных прав лица, в отношении которого ведется административный процесс и других участников административного процесса, является право на заявление ходатайств по делу об административном правонарушении.
Статья 1.4 ПИКоАП Республики Беларусь определяет, что ходатайство это устная или письменная просьба, обращенная к суду, органу, ведущему административный процесс.
Ходатайство в административном процессе может быть заявлено по разным причинам и для установления различных обстоятельств и совершения определенных действий – разъяснения сути выдвигаемого обвинения в совершении правонарушения, истребования каких-либо данных (письменных документов, видеозаписи), назначения по делу экспертиз, ознакомления с материалами дела и т.д.
Как правило, основная цель заявляемого ходатайства – это реализация соответствующих прав участника административного процесса и полное, всестороннее и объективное исследование обстоятельств дела.
В силу части 1 статьи 11.4 ПИКоАП Республики Беларусь, письменные ходатайства участников административного процесса приобщаются к делу, устные заносятся в протокол процессуального действия, в протокол об административном правонарушении.
Однако на практике должностные лица органа, ведущего административный процесс, не желают заносить устные ходатайства в соответствующий протокол процессуального действия или в протокол об административном правонарушении. Поэтому здесь мы можем посоветовать, если у вас нет с собой бумаги и ручки для написания письменного ходатайства, а должностное лицо отказывается фиксировать ваше устное ходатайство, прибегать к помощи видеофиксации факта заявления соответствующего ходатайства, а также к помощи свидетелей.
Но лучше всего возить с собой запас бумаги и ручку для подготовки письменных ходатайств и вручения их непосредственно должностному лицу для приобщения к материалам дела и разрешения заявленных в нем прошений.
Также, если Вы заявляете письменное ходатайство в административном процессе, все равно в своих объяснениях, в соответствующей графе протокола об административном правонарушении делайте отметку о том, что вами заявлялось столько-то ходатайств в письменном виде (если позволит место – изложите краткую суть ходатайств). Данная форма более надежна и позволит вам затем оперировать фактами того, что соответствующие ходатайства Вами заявлялись.
Ч.2 ст.11.4 ПИКоАП Республики Беларусь устанавливает, что ходатайство подлежит рассмотрению и разрешению непосредственно после его заявления. Когда немедленное принятие решения по ходатайству невозможно, оно должно быть разрешено до рассмотрения дела об административном правонарушении. О полном или частичном отказе в удовлетворении ходатайства сообщается лицу, заявившему ходатайство, а в протоколе делается отметка с указанием мотивов отказа.
С этой нормой права также имеются свои проблемы при её применении.
Например, Вы заявляете ходатайство об ознакомлении с материалами дела об административном правонарушении. Данное ходатайство должно быть разрешено непосредственно после его заявления, однако товарищ милиционер заявляет о том, что оставляйте ходатайство и вам в течении 15 суток сообщат, когда Вы сможете ознакомиться с материалами дела. С такими предложениями мы сталкивались неоднократно, в том числе, и когда мы заявляли соответствующее ходатайство в качестве защитников. Подобное является неправомерным и незаконным. В таких случаях у должностного лица отсутствуют какие либо препятствия для незамедлительного разрешения ходатайства, и оно обязано предоставить материала дела немедленно после заявления соответствующего прошения. Если оно этого не делает – значит данное должностное лицо нарушает требования Закона и вы имеете право также незамедлительно обжаловать его действия в порядке главы 7 ПИКоАП Республики Беларусь (например в прокуратуру).
Следующая группа вопросов связана с тем, если ходатайство в административном процессе не может быть разрешено непосредственно после его заявления. Чётких сроков разрешения ходатайства в таком случае, как например в уголовном процессе, ПИКоАП Республики Беларусь не предусматривает, что мы считаем пробелом в законодательстве.
При этом обращаем внимание на фразу «до рассмотрения дела об административном правонарушении». Она обозначает, что соответствующий процессуальный документ о результатах рассмотрения ходатайства должно быть у вас на руках до начала процедуры рассмотрения дела по существу. Например, вас вызывают на рассмотрение дела об административном правонарушении на 22 июня, а по делу были заявлены соответствующие ходатайства. Таким образом, решения по поданным ходатайствам должны быть приняты и вручены вам до 22 июня. Если же вам вручают или сообщают решение по ходатайствам во время рассмотрения дела или говорят, что разрешат их при вынесении постановления, или разрешают их уже непосредственно после вынесения постановления по делу — все эти ситуации незаконны и являются нарушением вашего права на защиту.
И третья группа нарушений, которые допускают должностные лица органа, ведущего административный процесс при рассмотрении и разрешении ходатайств, — это вопросы, связанные с отказом в удовлетворении ходатайств.
В нашей практике имели место случаи, когда должностное лицо прямо на ходатайстве писало: 1) в дело; 2) отказать 3) отказать по причине того, что ходатайство не относится к делу.
Также соответствующие должностные лица в устной форме заявляли, что ходатайство не подлежит удовлетворению.
Некоторые должностные лица прямо в тексте постановления по делу об административном правонарушении дела отметки о том, что ходатайства не удовлетворены.
Все эти способы разрешения ходатайств и уведомления лица, их заявившего, мы считаем незаконными и нарушающими как статьи 2.8, 2.10, так и ч.2 ст.11.4 ПИКоАП Республики Беларусь. Подобные способы, как и вообще несообщение о результатах рассмотрения ходатайств, на наш взгляд, являются грубым нарушением права на защиту и принципа полного, всестороннего и объективного исследования обстоятельств дела.
Мы считаем, исходя из требований Закона, что соответствующее решение по заявленному ходатайству должно быть оформлено соответствующим постановлением, копия которого обязана быть вручена лицу, заявившему соответствующее ходатайство.
Пример такого постановления из ОГАИ Октябрьского РУВД г. Минска мы приводим ниже:
Подводя итог изложенному в данной статье, мы обращаем внимание, что ходатайство в административном процессе служит основным инструментом, направленным на изложение ваших прошений в адрес органа, ведущего административный процесс.
Если соответствующие лица не разрешают поданные вами ходатайства, дают немотивированные ответы по ним, ненадлежащим образом оформляют ответы (например, дают их в устной форме) ПИКоАП Республики Беларусь в главе 7 предусматривает возможность обжалования подобных незаконных действий. Как обжаловать соответствующие действия мы напишем в соответствующем материале.
Как оформить ходатайство в административном процессе Вы можете найти здесь: