Правоприменение по-Барановичски: новые веяния в ПИКоАП
Адвокат Минской областной юридической консультации №2, магистр юридических наук Латышев П.С.
Достаточно часто в своей практике мы вынуждены встречаться с голословными и несостоятельными утверждениями должностных лиц ОГАИ, которые они отражают в выносимых постановлениях по делам об административных правонарушениях.
В недавнем прошлом Верховный суд Республики Беларусь воспринял доводы жалобы моего клиента о том, что рапорт сотрудника органа внутренних дела не является допустимым источником доказательств в деле об административном правонарушении, и отразил свою позицию в соответствующем постановлении.
Подробнее об этом здесь: Прецедент: белорус доказал, что рапорт не является допустимым источником доказательств
Однако правоприменительная практика, складывающаяся в органах ГАИ, не стоит на месте. На смену рапорту как источнику доказательств в административном процессе пришла……выписка из статьи 4.1 ПИКоАП Республики Беларусь (статья 4.1 ПИКоАП определяет права и обязанности лица, в отношении которого ведется административный процесс).
Помимо этого оказывается, что ходатайство в административном процессе подается и приобщается к материалам дела об административном правонарушении не в рамках ст.10.7 ПИКоАП, а в рамках Закона об обращениях граждан. Об этом и пойдет речь в нашей сегодняшней статье.
Кратко суть дела заключается в следующем: гражданина Республики Беларусь А. инспекторы ДПС ГАИ ОВД Барановичского горисполкома бездоказательно обвинили в якобы не пропуске пешехода, квалифицировав его действия по ч.6 ст.18.14 КоАП Республики Беларусь. Сути дела мы касаться не будем, отметим, что дело было прекращено на первом же круге обжалования в суде Барановичского района и г.Барановичи за недоказанностью виновности.
Мы же с вами проанализируем новые веяния в практике применения соответствующих положений ПИКоАП Республики Беларусь, вытекающие из данного дела об административном правонарушении.
Выписка из статьи 4.1 ПИКоАП, регулирующей права и обязанности, как источник доказательств вины лица, в отношении которого ведется административный процесс
Давайте внимательно изучим текст постановления по делу об административном правонарушении в отношении гражданина А, фотокопия которого приводится ниже.
Начальник ОГАИ ОВД Барановичского горисполкома в установленных обстоятельствах дела указывает, следующее: «
вина лица,…, подтверждается выпиской ст.4.1 ПИКоАП Республики Беларусь о разъяснении прав и обязанностей лица, в отношении которого ведется административный процесс».
Много различных несостоятельных выводов и утверждений от должностных лиц ОГАИ я видел и слышал за 2017 год, но это лидирует по всем позициям.
Мне как адвокату-практику, занимающемуся преимущественно делами в области безопасности дорожного движения, а также ученому, защитившему диссертацию по административному праву и процессу, весьма интересно, каким это образом выписка из прав и обязанностей доказывает виновность или не виновность соответствующего лица? Ответа на данный вопрос ни я, ни вы нигде не найдете.
Почему? Да потому что это утверждение противоречит правой природе доказательств и источников доказательств в административном процессе. Соответствующим должностным лицам следует тщательнее исполнять свои должностные обязанности, внимательно читать, что они пишут в своих постановлениях и анализировать, насколько написанное соотносится с действующим Законом.
Часть 1 статьи 6.3 ПИКоАП Республики Беларусь устанавливает, что является доказательством в административном процессе. Итак, доказательства в административном процессе это любые фактические данные, полученные в предусмотренном законом порядке, на основе которых суд, орган, ведущий административный процесс, устанавливают:
-
наличие или отсутствие административного правонарушения, предусмотренного КоАП Республики Беларусь,
-
виновность или невиновность лица, привлекаемого к административной ответственности,
-
иные обстоятельства, имеющие значение для принятия правильного решения по делу.
Содержащиеся в выписке из статьи 4.1 ПИКоАП фактические данные о правах и обязанностях лица, в отношении которого ведется административный процесс, не могут:
-
доказать наличие или отсутствие состава правонарушения;
-
доказать виновность или невиновность физического лица;
-
не могу доказать какие либо иные обстоятельства по делу.
Это данные, скопированные из соответствующей нормы права кодифицированного НПА, устанавливающие правоспособность лица в административном процессе.
Они не могли и не могут быть доказательствами чего-либо.
Теперь мы с вами зададимся следующим вопросом: а является ли данная выписка из статьи 4.1 ПИКоАП соответствующим источником доказательств в административном процессе?
Для лучшего понимания приведем определению понятия «источники доказательств». Итак, источники доказательств — это определенные носители доказательственной информации, т.е. информации о фактах, подлежащих доказыванию в ходе административного процесса.
Виды источников доказательств строго ограничены законом, и перечень их не может быть произвольно расширен по усмотрению органа, ведущего административный процесс. Однако это утверждение, видимо, не касается начальника ОГАИ Барановичского ГОВД.
Исчерпывающий перечень источников доказательств закреплен в ч.2 ст.6.3 ПИКоАП Республики Беларусь. И в этой части такой источник доказательств в административном процессе как «выписка ст.4.1 ПИКоАП Республики Беларусь о разъяснении прав и обязанностей лица, в отношении которого ведется административный процесс» ОТСУТСТВУЕТ.
Указанное выше, только в краткой и более жёсткой форме, было изложено гражданином А в соответствующей жалобе на постановление по делу. Суд услышал доводы нашей жалобы в этой части и отразил свой вывод в постановлении по результатам рассмотрения жалобы. Выдержка из постановления суда приводится ниже.
Новый порядок признания и приобщения ходатайств к материалам дела