Передвижной наркологический пункт и могут ли в нем проводить освидетельствование по установлению опьянения
С темой освидетельствования, проводимого сотрудниками ДПС Брестской области на мотофестивалях, мы сталкиваемся каждый год. И каждый год идет незаконное, на наш взгляд, привлечение десятков байкеров к административной ответственности по ч.1 ст.18.16 КоАП Республики Беларусь 2003 г..
Однажды к нам обратился байкер и рассказал, что его инспекторы ДПС УВД Брестского облисполкома на выезде с места, где проходил мотофестиваль, освидетельствовали обычным кульком, скрученным из бумаги, в который инспекторы просили подышать. Как примерно выглядел данный «прибор» можно увидеть на фото снизу.
При этом для нас до сих пор остается загадкой, каким образом инспекторы ДПС, используя данный кулек, смогли выявить, что у байкера концентрация этилового спирта в выдыхаемом воздухе составила 0,4 промилле.
Поэтому то, что происходит на освидетельствованиях после мотофестивалей, всегда вызывает у нас массу вопросов.
Недавно в сети Интернет вышел материал, в которой байкер Андрей рассказывал, как его в 2018 г. освидетельствовали сразу на выезде с байк-фестиваля в д.Обруч Лунинецкого района местные инспекторы ДПС совместно с врачом-наркологом УЗ «Лунинецкая ЦРБ».
В нынешнем 2019 г. к нам за юридической помощью обратился байкер Сергей с полностью аналогичным делом – тот же самый якобы врач-нарколог, те же самые инспекторы ДПС, и абсолютно те же показания прибора Алконт, что были зафиксированы и у Андрея в 2018 г.
Анализируя эти два дела, а также иные дела по статье 18.16 КоАП 2003 г. (ныне — ст.18.15 КоАП 2021 г.), связанные с проведением байк-фестивалей в Брестской области, помимо десятков основных нарушений норм Закона, было выявлено нетипичное нарушение, которое напрямую влияет вообще на законность проводимых освидетельствований – это передвижной наркологический пункт и привлечение врача-нарколога для проведения освидетельствования вне учреждения здравоохранения.
Отметим, что освидетельствование врачом-наркологом проводилось либо в патрульном автомобиле ДПС либо возле него. Никакого специального автомобиля, принадлежащего учреждению здравоохранению, на месте освидетельствования ни Андрея в 2018 г., ни Сергея в 2019 г, ни других байкеров на аналогичных байк-фестивалях в Брестской области, не было.
При этом должностные лица органа, ведущего административный процесс, а затем и врач, именовали патрульный автомобиль ДПС как «передвижной наркологический пункт». Почему и на основании какого НПА соответствующие должностные лица пришли к такому выводу – непонятно. Также непонятно на основании какого НПА данный врач-нарколог принимала участие в освидетельствовании ВНЕ учреждения здравоохранения.
Более того, в 2019 г. врач-нарколог УЗ «Лунинецкая ЦРБ» вообще присвоила автомобилю ДПС статус учреждения здравоохранения.
В шапке акта освидетельствования №__указывается «…по результатам проведения в ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ…».
В месте проведения освидетельствования «Машина ГАИ Шкода октавиа 1394 БН».
Между тем, в реестре организация здравоохранения Республики Беларусь ОТСУТСТВУЕТ такая организация здравоохранения как «машина ГАИ Шкода октавиа 1394 БН».
Необходимо отметить, что действующим на сегодняшний день законодательством в области проведения освидетельствования (в первую очередь Положением №497), НЕ ПРЕДУСМОТРЕНА организация каких либо передвижных наркологических пунктов (особенно на базе автомобиля ГАИ) и участие врача-нарколога в рейдовых мероприятиях, проводимых инспекторами ДПС самостоятельно или на базе каких-то незаконных передвижных наркологических пунктов.
Упоминание термина «передвижной наркологический пункт» имеется в Постановлении Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 18.02.2003 N 10 (ред. от 10.12.2008) «Об утверждении Положения о порядке проведения медицинского освидетельствования иных лиц для установления факта употребления алкоголя, наркотических и токсикоманических средств и состояния опьянения и Положения о республиканской врачебно-контрольной комиссии медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя, наркотических и токсикоманических средств и состояния опьянения«.
В 2011 году было принято Положение «О порядке проведения освидетельствования физических лиц на предмет выявления состояния алкогольного опьянения и (или) состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ», которое было утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 апреля 2011 г. № 497, а вышеназванное Постановление Минздрава №10 от 18.02.2003 г. утратило силу.
Таким образом, соответствующий врач не имела никакого права участвовать в проведенной процедуре освидетельствования, поскольку на сегодняшний день передвижной наркологический пункт (особенно на базе автомобиля ГАИ, который не является специально оборудованным) НЕ ПРЕДУСМОТРЕН законом, и НЕ ПРЕДУСМОТРЕНА возможность участия врача-нарколога в процедуре освидетельствования ВНЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ.
Поэтому незаконным является ВООБЩЕ подобное проведение освидетельствования с привлечением даже врача-нарколога, потому что подобное участие врача-нарколога в процедуре освидетельствования ВНЕ учреждения здравоохранения Законом не предусмотрено.
Также можно отметить, что в Лунинецком районе местный медперсонал прямо не покладая рук и ног, стремится во что бы то ни стало помочь инспекторам в проведении незаконного освидетельствования участников байк-фестиваля.
Обратим внимание на следующие выдержки из акта освидетельствования касательно времени проведения освидетельствования:
А теперь обратим внимание на рабочее время врача-нарколога, проводившего освидетельствование:
Между тем, с 14 часов 00 минут врач нарколог не имела ни малейшего права проводить какое-либо освидетельствование, поскольку это происходило в ее нерабочее время.
То есть с 14 часов врач-нарколог Е.И. была обычным гражданским человеком, а не врачом. При таких условиях она не могла быть привлечена в качестве специалиста в административный процесс для проведения медицинского освидетельствования.
Таким образом, все действия врача-нарколога по освидетельствованию байкера Сергея 14.07.2019 г. являются НЕЗАКОННЫМИ.
Констатируем, что вокруг байк-фестивалей в Республике Беларусь складывается нездоровая тенденция незаконного привлечения к ответственности по статье 18.16 КоАП байкеров и других участников фестиваля.
Незаконный передвижной наркологический пункт, приравнивание автомобилей ГАИ к организации здравоохранения, участие врачей в процедуре освидетельствования в их не рабочее время, использование инспекторами «hand-made» алкотестов – это только эксклюзивные нарушения Закона, допускаемые при проведении освидетельствования после байк-фестивалей.
Поэтому уважаемые участники байк-фестивалей – будьте предельно бдительны при предложении инспекторов ДПС пройти освидетельствование с участием непонятно какого субъекта, именуемого врачом-наркологом, на базе так называемого «передвижного наркологического пункта» в виде патрульного автомобиля ДПС.
Эта процедура является, на наш взгляд, незаконной и первое, что вам необходимо сделать – это заявить таким инспекторам и такому врачу отвод. Образцы отводов вы можете найти здесь:
1.Отвод должностному лицу органа, ведущего административный процесс;
2. Отвод врачу как специалисту, проводящему освидетельствование на предмет определения состояния опьянения
UPD. Дело в отношении байкера Сергея 07.10.2019 г. судом Лунинецкого района было прекращено.