Как обжаловать постановление начальника ГАИ по административному делу
Если на вас инспектор ДПС составил протокол об административном правонарушении, то следующей стадией вашего общения с правоохранительными органами будет рассмотрение дела соответствующим начальником ГАИ.
Бывает, что начальник ГАИ выносит постановление о прекращении административного процесса, но чаще всего такое должностное лицо выносит постановление о привлечении вас к административной ответственности. И после такого рассмотрения дела и вынесения постановления у гражданина появляется дилемма – а что делать дальше и как обжаловать постановление, если я считаю его незаконным?
Из данной статьи вы узнаете как обжаловать не вступившее и вступившее в законную силу постановление начальника ГАИ, куда можно подавать соответствующие жалобы, на какие нюансы при обжаловании постановления следует обращать внимание.
Правовая база
Обжалование постановления по делу об административном правонарушении регулируется главой 13 ПИКоАП Республики Беларусь 2021 г.
Сопутствующие статьи: 2.2, 2.8, 2.15, 4.1, 13.12, 12.10, 12.12 ПИКоАП Республики Беларусь.
Кто может обжаловать постановление начальника ГАИ
Круг субъектов, которым предоставлено право обжаловать постановление по административному делу определен в ч.1 ст.13.1 ПИКоАП Республики Беларусь — лицом, в отношении которого вынесено постановление, потерпевшим, их представителями, защитником.
Также соответствующее постановление может быть опротестовано прокурором.
На что можно жаловаться и какие типы обжалования есть
Вынесенное начальником ГАИ постановление можно обжаловать по существу – то есть ставить вопрос об отсутствии события или состава административного правонарушения, или о недоказанности виновности в совершении правонарушения.
Также можно обжаловать постановление в части истечения сроков наложения административного взыскания, которые предусмотрены статьей 7.6 КоАП Республики Беларусь.
Если вы согласны с вмененным в вину правонарушением, но размер наказания считаете чрезмерно суровым – вы можете обжаловать постановление по делу об административном правонарушении в части изменения меры\ размера наложенного административного взыскания.
На сегодняшний день есть два типа обжалования постановления по делу об административном правонарушении:
А) Обжалование не вступившего в законную силу постановления по административному делу;
Б) Обжалование вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.
Что необходимо сделать если решили обжаловать постановление начальника ГАИ
Во-первых, определить полное ли у вас на руках постановление по делу.
Что должно содержаться в постановлении определяется статьей 12.10 ПИКоАП Республики Беларусь.
Постановление по делу об административном правонарушении состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.
Достаточно часто нам приходится встречаться со следующими бумажками, которые выдают должностные лица после рассмотрения дела:
Данная бумажка не является постановлением по делу об административном правонарушении, она никакой юридической силы не имеет, поскольку А) не предусмотрена нормами ПИКоАП Республики Беларусь, Б) не соответствует ст.12.10 ПИКоАП Республики Беларусь.
При получении такой бумажки немедленно в письменном виде требуйте вручения вам копии постановления по делу об административном правонарушении, а не какой-то там выписки. Ваше право на требование и получение соответствующей копии постановления по делу предусмотрено ст.12.11 ПИКоАП Республики Беларусь.
Образец ходатайства на получение копии постановления по административному делу вы можете найти здесь: https://advokat-latyshev.by/hod_admn_process/hod_vudacha_kopii_postanovleniya/
После получения копии постановления по делу необходимо внимательно его изучить и определить, имеется ли в данном постановлении мотивировочная часть.
Как выглядит постановление начальника ГАИ без мотивировочной части вы можете увидеть ниже:
Если постановление по делу не содержит мотивировочной части, то вы можете подать соответствующее заявление на изготовление данной мотивировочной части постановления по делу. Соответствующее заявление может быть подано в течение срока, предусмотренного на обжалование (опротестование) не вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.
Образец заявления на получение мотивировочной части постановления вы можете найти ниже по ссылке: https://advokat-latyshev.by/hod_admn_process/zayavlenie_mot_chast/
Более подробно о получении постановления и мотивировочной части постановления вы можете найти в данном видео:
Сроки на обжалование не вступившего в законную силу постановления по административному делу
А) Если постановление вынесено и объявлено в вашем присутствии – 10 суток со дня объявления постановления;
Б) Если постановление вынесено в ваше отсутствие (вы не присутствовали при рассмотрении дела) — 10 суток со дня получения копии постановления;
В) Если постановление не содержало мотивировочной части и вы подали заявление на её изготовление — 10 суток со дня получения копии мотивировочной части постановления;
Г) Постановление о наложении административного взыскания в виде административного ареста либо депортации – в течение пяти суток со дня объявления постановления.
Сроки на обжалование (опротестование) вступившего в законную силу постановления по административному делу
Вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.
Если пропущен срок на обжалование постановления
В силу статьи 13.6 ПИКоАП Республики Беларусь, в случае пропуска по уважительным причинам срока обжалования или опротестования постановления по делу об административном правонарушении лица, имеющие право на подачу жалобы или принесение протеста, могут ходатайствовать перед судом, должностным лицом, уполномоченным рассматривать жалобу (протест), о восстановлении пропущенного срока.
Закон не содержит исчерпывающего перечня уважительных причин пропуска срока обжалования постановления.
Например, в ранее действующем постановлении Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 30.09.2011 N 6 «О практике рассмотрения судами жалоб (протестов) на постановления по делам об административных правонарушениях», указывается, что к уважительным причинам для восстановления срока на обжалование, в частности, могут быть отнесены: состояние здоровья, нахождение в командировке, иные факты и обстоятельства, объективно свидетельствующие, что у лица не было возможности для подачи жалобы в установленный срок.
Содержание жалобы на постановление по делу об административном правонарушении
Ст.13.2 ПИКоАП Республики Беларусь устанавливает требования к жалобе на постановление по делу об административном правонарушении. Такая жалоба должна содержать:
1) должностное лицо (суд, орган), которому адресуется жалоба;
2) фамилия, имя, отчество (наименование) лица, подающего жалобу, его место жительства (место пребывания) или место нахождения и процессуальное положение в деле об административном правонарушении;
3) обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении (дата, номер, орган, вынесший постановление);
4) доводы для отмены или изменения постановления по делу об административном правонарушении.
Образцы оформления соответствующих жалоб мы можете найти по ссылкам ниже:
1.Жалоба на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении;
2. Жалоба на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении;
3. Жалоба на изменение меры наказания по административному правонарушению.
Жалоба в обязательном случае должна быть подписана лицом, подающим жалобу, либо его представителем.
Если жалобу подает ваш защитник или представитель, то он должен приложить документ, удостоверяющий его полномочия.
При подаче жалобы в суд, к ней необходимо приложить квитанцию об уплате государственной пошлины.
Куда подавать жалобу на не вступившее в законную силу постановление начальника ГАИ
В соответствии с п.3 ч.1 ст.13.3 ПИКоАП Республики Беларусь, постановление начальника ГАИ вы можете обжаловать:
А) в вышестоящий орган
Б) вышестоящему должностному лицу
В) в суд по месту наложения административного взыскания.
Разберем на конкретном примере. Допустим, в отношении вас вынесено постановление о привлечении к ответственности по ч.1 ст.18.16 (по новому кодексу — 18.15) КоАП начальником ОГАИ Мозырского РОВД.
Обжаловать такое постановление вы имеете право:
А) в вышестоящий орган – УГАИ УВД Гомельского облисполкома
Б) вышестоящему должностному лицу – начальник Мозырского РОВД;
В) в суд по месту наложения административного взыскания – суд Мозырского района.
Необходимо обратить внимание, что хоть жалоба и адресуется, например, суду Мозырского района, но подается она в орган, вынесший постановление по делу – то есть либо в сам ОГАИ, либо непосредственно в РОВД. А далее в течение 3 рабочих дней соответствующее ОГАИ формирует дело об административном правонарушении и вместе с жалобой отправляет в тот орган, кому адресована соответствующая жалоба.
Мы рекомендуем относить соответствующую жалобу непосредственно в РОВД и сдавать под роспись либо оперативному дежурному, либо ответственному работнику ОРСД (отдел режимно-секретной деятельности). Если возможности посещения РОВД у вас нет, то жалобу вы можете отправить по почте – лучше отправить заказным письмом с простым уведомлением о вручении.
Собравшись обжаловать постановление начальника ОГАИ, вам следует помнить следующее – жалоба, подаваемая в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) государственной пошлиной не облагается.
Но если вы сразу собираетесь обжаловать постановление в суд по месту наложения административного взыскания, то за подачу такой жалобы в силу ч.3 ст.13.3 ПИКоАП Республики Беларусь, вы должны будите заплатить государственную пошлину.
Размер государственной пошлины за подачу соответствующей жалобы закреплен в приложении №13 Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь.
Размер гос.пошлины зависит от размера наложенного взыскания:
А) Штраф менее 10 базовых величин – гос.пошлина 0,5 базовой величины;
Б) Штраф от 10 до 100 базовых величин – гос.пошлина 2 базовых величины;
В) Штраф от 100 базовых величин и более – гос.пошлина 3 базовых величины;
Г) Если наложено иное административное взыскание – гос.пошлина 1 базовая величина.
Если на вас наложено два административных взыскания – основное и дополнительное, то размер гос.пошлины определяется по размеру основного взыскания.
Например, вы привлечены к административной ответственности по ч.1 ст.18.15 КоАП Республики Беларусь и на вас наложено административное взыскание в виде штрафа в размере 100 базовых величин с лишением права управления транспортными средствами на 3 года.
Если вы намерены обжаловать такое постановление в суд, то вам необходимо оплатить 3 базовых величины (исходя из размера штрафа в 100 базовых величин).
Банковские реквизиты по оплате гос.пошлины в соответствующие суды вы можете найти на сайте Верховного суда Республики Беларусь – http://court.gov.by/ru/online-help/duty/detales/
Какие решения могут быть приняты по поданной жалобе
Соответствующее лицо, рассматривающее жалобу на постановление, может принять одно из следующих решений:
1) оставляет постановление без изменения, а жалобу (протест) — без удовлетворения;
2) отменяет постановление и прекращает дело об административном правонарушении;
3) отменяет постановление и направляет дело на новое рассмотрение;
4) изменяет постановление в части;
5) изменяет меру и (или) вид взыскания в пределах, предусмотренных Особенной частью Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, таким образом, чтобы взыскание не было усилено;
6) отменяет постановление и направляет дело на рассмотрение компетентного органа, если постановление по делу об административном правонарушении вынесено лицом, не правомочным решать данное дело.
Ч.2 ст.13.10 ПИКоАП Республики Беларусь устанавливает, что копия решения по жалобе в течение 3 суток должно быть выслано лицу, в отношении которого оно вынесено.
Как обжаловать вступившее в законную силу постановление по административному делу
Если ваша жалоба на не вступившее в законную силу соответствующим должностным лицом либо судьей оставлена без удовлетворения, то, как уже отмечалось выше, с момента вынесения соответствующего постановления об отказе в удовлетворении вашей жалобы, у вас есть 6 месяцев на дальнейшее обжалование уже вступившего в законную силу постановления по делу, а также постановления, принятого по результатам рассмотрения вашей жалобы.
Здесь стоит отметить, что обжалуется уже как само постановление по административному делу, так и постановление, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы. Образец оформления такой жалобы приводился выше.
Государственная пошлина за подачу жалобы на вступившее в законную силу постановление такая же, как и за не вступившее в законную силу.
Варианты цепочек органов, куда можно подавать соответствующую жалобу, различны и зависят от того, куда первоначально вы подавали жалобу на не вступившее в законную силу постановление.
Можно выделить следующие цепочки (на примере постановления начальника ОГАИ Мозырского РОВД):
А) Если первоначально обжалование было в вышестоящий государственный орган – УГАИ УВД Гомельского облисполкома – то жалоба на вступившее в законную силу постановление подается на имя председателя суда Мозырского района, затем на имя председателя Гомельского областного суда, затем на имя председателя Верховного суда Республики Беларусь;
Б) Если первоначально обжалование было в суд по месту наложения административного взыскания – суд Мозырского района – то жалоба на вступившее в законную силу постановление подается на имя председателя Гомельского областного суда, затем на имя председателя Верховного суда Республики Беларусь.
Также еще одним вариантом для подачи жалобы на вступившее в законную силу постановление является подача жалобы прокурору для принесения протеста на состоявшиеся постановления.
Согласно ст.13.13 ПИКоАП Республики Беларусь, должностные лица, имеющие право пересмотра вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении вправе приостановить исполнение постановления по делу об административном правонарушении до разрешения жалобы (протеста).
Поэтому мы рекомендуем в конце подаваемой жалобы делать приписку в виде ходатайства о том, что вы просите приостановить исполнение постановления о наложении в отношении вас административного взыскания до момента рассмотрения жалобы по существу.
В законе (ст.13.14 ПИКоАП Республики Беларусь), установлены следующие сроки для рассмотрения поданной жалобы:
А) не более одного месяца со дня ее поступления,
Б) в случае истребования дела — не позднее одного месяца со дня поступления дела.
Но здесь есть один нюанс касательно истребования дела – оно может идти в соответствующий суд неопределенное количество времени – неделю, месяц и т.д.
И этим соответствующие суды часто манипулируют и, тем самым, сокращается соответствующий 6 месячный срок на обжалование. В нашей практике было несколько случаев, когда соответствующее дело из ОГАИ до суда (расстояние около 1,5-2 км) шло 2 месяца, а затем ровно месяц еще и рассматривалось.
Поэтому лицу, подающему жалобу, необходимо учитывать этот момент и отслеживать время поступления дела в соответствующий суд. Если идет затяжка по времени – необходимо подавать жалобы с требованием ускорить процесс передачи материалов дела.
Особенности обжалования некоторых видов постановлений
А) Как обжаловать постановление начальника ГАИ если не согласен с мерой взыскания
Многие нормы составов административных правонарушений в области безопасности дорожного движения в части возможных наказаний содержат в себе так называемые «вилки»: штраф или лишение права управления ТС, штраф с лишением права управления ТС или без лишения, лишение права управление сроком до 2 лет и т.д.
Допустим, начальник ОГАИ вынес постановление с чрезмерно суровым наказанием – штраф и лишение права управления транспортным средством (при том условии, что лишение может и не назначаться).
Вы согласны с самим составом правонарушения, но не согласны с мерой ответственности и считаете, что в отношении вас достаточно только такой меры, как штраф.
В таком случае вы можете подать жалобу на несогласие с мерой взыскания.
Образец жалобы ниже по ссылке: Жалоба на изменение меры наказания по административному правонарушению.
В соответствии с 13.16 ПИКоАП Республики Беларусь, основанием к отмене или изменению не вступившего или вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении является несоответствие назначенного судом, органом, ведущим административный процесс, уполномоченных рассматривать дело об административном правонарушении, административного взыскания тяжести совершенного административного правонарушения.
Б) Как обжаловать постановление с признанием вины и отказом от исследования доказательств
Очень часто должностные лица ОГАИ, пользуясь правовой неграмотностью населения Республики Беларусь, после рассмотрения дела дают на подпись постановление, где лицо, в отношении которого ведется административный процесс, признает вину, отказывается от исследования доказательств и ему разъяснено, что отказ от исследования доказательств влечет недопустимость обжалования постановления по этому основанию.
Пример такого постановления ниже:
Многие граждане, не задумываясь о смысле этой нормы, не читая постановления, ставят свою подпись, хотя при рассмотрении дела вину они не признавали или этот вопрос вообще не задавался.
Этим и пользуются соответствующие недобросовестные должностные лица ОГАИ.
А подобная запись имеет очень серьезные последствия.
Ч.4 ст.12.6 ПИКоАП Республики Беларусь устанавливает следующее: в случае признания лицом, в отношении которого ведется административный процесс, своей вины, когда это признание не оспаривается кем-либо из участников административного процесса и не вызывает у суда, органа, ведущего административный процесс, сомнений, суд, орган, ведущий административный процесс, с согласия участников административного процесса после опроса лица, в отношении которого ведется административный процесс, и выяснения у него, не является ли его признание вынужденным, вправе ограничиться исследованием лишь тех доказательств, на которые укажут участники административного процесса, либо объявить об окончании рассмотрения дела об административном правонарушении. При этом суд, орган, ведущий административный процесс, должны разъяснить участникам административного процесса, что отказ от исследования доказательств влечет недопустимость обжалования или опротестования постановления по делу об административном правонарушении по этому основанию.