Ходатайство в административном процессе
Адвокат, магистр юридических наук, Латышев П.С.
Одним из фундаментальных прав лица, в отношении которого ведется административный процесс и других участников административного процесса, является право на заявление ходатайств по делу об административном правонарушении.
Статья 1.4 ПИКоАП Республики Беларусь определяет, что ходатайство это устная или письменная просьба, обращенная к суду, органу, ведущему административный процесс.
Ходатайство в административном процессе может быть заявлено по разным причинам и для установления различных обстоятельств и совершения определенных действий – разъяснения сути выдвигаемого обвинения в совершении правонарушения, истребования каких-либо данных (письменных документов, видеозаписи), назначения по делу экспертиз, ознакомления с материалами дела и т.д.
Как правило, основная цель заявляемого ходатайства – это реализация соответствующих прав участника административного процесса и полное, всестороннее и объективное исследование обстоятельств дела.
В силу части 1 статьи 11.4 ПИКоАП Республики Беларусь, письменные ходатайства участников административного процесса приобщаются к делу, устные заносятся в протокол процессуального действия, в протокол об административном правонарушении.
Однако на практике должностные лица органа, ведущего административный процесс, не желают заносить устные ходатайства в соответствующий протокол процессуального действия или в протокол об административном правонарушении. Поэтому здесь мы можем посоветовать, если у вас нет с собой бумаги и ручки для написания письменного ходатайства, а должностное лицо отказывается фиксировать ваше устное ходатайство, прибегать к помощи видеофиксации факта заявления соответствующего ходатайства, а также к помощи свидетелей.
Но лучше всего возить с собой запас бумаги и ручку для подготовки письменных ходатайств и вручения их непосредственно должностному лицу для приобщения к материалам дела и разрешения заявленных в нем прошений.
Также, если Вы заявляете письменное ходатайство в административном процессе, все равно в своих объяснениях, в соответствующей графе протокола об административном правонарушении делайте отметку о том, что вами заявлялось столько-то ходатайств в письменном виде (если позволит место – изложите краткую суть ходатайств). Данная форма более надежна и позволит вам затем оперировать фактами того, что соответствующие ходатайства Вами заявлялись.
Ч.2 ст.11.4 ПИКоАП Республики Беларусь устанавливает, что ходатайство подлежит рассмотрению и разрешению непосредственно после его заявления. Когда немедленное принятие решения по ходатайству невозможно, оно должно быть разрешено до рассмотрения дела об административном правонарушении. О полном или частичном отказе в удовлетворении ходатайства сообщается лицу, заявившему ходатайство, а в протоколе делается отметка с указанием мотивов отказа.
С этой нормой права также имеются свои проблемы при её применении.
Например, Вы заявляете ходатайство об ознакомлении с материалами дела об административном правонарушении. Данное ходатайство должно быть разрешено непосредственно после его заявления, однако товарищ милиционер заявляет о том, что оставляйте ходатайство и вам в течении 15 суток сообщат, когда Вы сможете ознакомиться с материалами дела. С такими предложениями мы сталкивались неоднократно, в том числе, и когда мы заявляли соответствующее ходатайство в качестве защитников. Подобное является неправомерным и незаконным. В таких случаях у должностного лица отсутствуют какие либо препятствия для незамедлительного разрешения ходатайства, и оно обязано предоставить материала дела немедленно после заявления соответствующего прошения. Если оно этого не делает – значит данное должностное лицо нарушает требования Закона и вы имеете право также незамедлительно обжаловать его действия в порядке главы 7 ПИКоАП Республики Беларусь (например в прокуратуру).
Более подробно про ознакомление с материалами дела и разрешение ходатайства смотрите в данном видео: