Курсовая работа «Президентские и парламентские республики»

 

Содержание

 

 

 

Введение………………………………………………………………………3

 

I..Парламент…………………………………………………………………………………………….5

 

II.Президент………………………………………………………………………..9

2.1. Латиноамериканская модель президентства………………………15

 

III.  Парламент и президент

3.1Соотношение полномочий парламента и президента. Парламентский контроль над деятельностью президента……………………………………..18

 

3.2.Формы коммуникаций между президентом и парламентом………22

 

Заключение…………………………………………………………………..29

 

Список литературы………………………………………………………..30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Введение.

 

В обществе часто возникают споры по поводу того, какая республика лучше: парламентская или президентская. После того, как такой вопрос был задан мне и ответ на него вызвал у меня затруднение, я решил изучить данную тему глубже, результатом чего и стала данная курсовая работа

 

В настоящее время из более 200 государств мира более 140 являются республиками.

 

Республика (лат. Respublica от res — дело,  publicus – общественный) – форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентами), а граждане обладают личными и политическими правами.  [1, c. 356]

 

Республики бывают: парламентские (парламентарные), президентские, полупрезидентские.

 

В данной работе мы рассмотрим лишь парламентскую и президентскую республики и немного коснемся полупрезидентской.

 

Парламентская (парламентарная) республика – разновидность формы правления, при которой значительная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. Правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые имеют большинство голосов в парламенте, оно ответственно перед ним, правомочно осуществлять управление страной до тех пор, пока пользуется его доверием. В противном случае правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения новых парламентских выборов.[6, c. 450]

 

Президентская республика – разновидность формы правления, при которой президент либо совмещает полномочия главы государства и главы правительства в одном лице, либо непосредственно участвует в формировании состава правительства и назначает его главу. Избирается президент внепарламентским путем, обладает более широкими, чем в парламентской республике, полномочиями главы государства.[6, c.478]

 

Как можно заметить, названия «парламентская» и «президентская» республики образованы от соответствующих терминов – «парламент» и «президент».

 

Парламент (англ. Parliament  от фр. Parler – говорить) – родовое название высшего представительного и законодательного органа в демократических государствах. [7, c. 378]

 

Президент (от лат. Praesidens – сидящий впереди) – в государствах с республиканской формой правления глава государства и исполнительной власти или только глава государства. [7, c. 390]

 

Президент и парламент, обладая достаточно широкими полномочиями, играют в жизни государств-республик очень важные роли. Но полномочия этих институтов различаются в зависимости от того, какая это республика — парламентская или президентская.

 

Ниже мы рассмотрим основные черты парламентских и президентских республик, полномочия парламента и президента, их соотношение в различных видах республик и т.д.

 

 


Глава I.Парламент

 

В парламентской республике мы наблюдаем слабого президента, который в типичном случае избирается либо парламентом, либо более широкой коллегией, включающей наряду с парламентом обычно депутатов парламентов субъектов федераций или региональных представительных органов самоуправления. Обширные полномочия, которыми порой конституция наделяет президента парламентарной республики, осуществляются, как правило, правительством, которое в лице своего главы или министра контрассигнует акты президента.

 

Главный признак парламентарной республики — политическая ответственность правительства перед парламентом. Ответственность эта — часто солидарная: недоверие одному члену правительства, особенно его главе, влечет отставку всего правительства. Вместо ухода в отставку правительство может потребовать от президента распустить парламент (его нижнюю палату) и назначить новые выборы.

 

При парламентарной республике также возможны два государственных режима — парламентарный и министериальный.

 

Парламент формально является полновластным органом, который формирует правительство.

 

Считается, что родиной парламента является Англия, где с XIII века власть Короля ограничило собрание крупнейших феодалов — лордов, (т.е. господ), высшего духовенства (прелатов) и представирелей городов и графств (сельских территориальных единиц). Подобные сословные и сословно-представительные учреждения возникли затем в Польше, Венгрии, Франции, Испании и других странах. Впоследствии они развились в представительные учреждения Современного типа или были заменены ими.

 

Современный парламент — это общегосударственный представительный орган, главная функция которого в системе разделения властей заключается в осуществлении законодательной власти. Она включает и верховное распоряжение государственной казной, то есть принятие государственного бюджета и контроль за его исполнением. В большей или меньшей степени в зависимости от формы правления парламент осуществляет контроль за исполнительной властью.

 

Нынешние парламенты состоят из одной, двух и более палат.

 

Нижние палаты двухпалатных парламентов и однопалатные парламенты формируются всегда путем прямых выборов, верхние – путем прямых или непрямых (косвенных, многостепенных) выборов, часть их членов занимает места в порядке наследования или назначения. В палатах создаются комитеты или комиссии для предварительного рассмотрения законопроектов или других вопросов.

 

Различаются две основные разновидности двухпалатной парламентской системы — система слабой верхней палаты и система сильной верхней палаты.

 

Слабая верхняя палата может лишь отсрочить принятие парламентского решения, с которым не согласна, но не может воспрепятствовать ему. Чаще всего это относится к законодательному процессу.

 

Сильная верхняя палата характеризуется тем, что без ее согласия решение парламента принято быть не может.

 

При парламентарных и смешанных формах правления одним из способов разрешения конфликтов между законодательной и исполнительной властью является досрочный роспуск парламента с одновременным назначением новых выборов, чтобы избиратели своим голосованием разрешили конфликт. В тех странах, где возможен досрочный роспуск парламента, это часто относится лишь к нижней палате.

 

Для того, чтобы парламент мог успешно реализовывать свои социальные функции, конституции наделяют его необходимыми полномочиями, которые образуют вместе с функциями его компетенцию. Различают неограниченную, абсолютно ограниченную и относительно ограниченную компетенцию парламента.

 

В конституциях стран с абсолютно ограниченной компетенцией парламента записан точный перечень вопросов, по которым парламент только и может принимать законы и решения.

 

Неограниченная компетенция парламента предполагает :

 

1)  верховенство законодательства (никто, кроме Парламента, не должен обладать правом издавать законы, а законы выше по своей юридической силе, чем любые другие нормативно-правовые акты органов власти);

2)   право утверждать государсувенный бюджет и устанавливать налоги:

3)   коллективную ответственность Правительства перед Парламентом;

4)   право утверждать судей

5)   отсутствие других подобных конкурирующих органов.

 

Чаще встречается относительно ограниченная компетенция парламентов, которая характерна для федеративных и децентрализованных унитарных государств. Поскольку в таких государствах компетенция центральной власти конституционно ограничена правами субъектов федераций или иных территориальных образований, то соответственно парламент может действовать только в этих рамках.

 

Финансовая компетенция парламента — это полномочие  утверждать роспись доходов и расходов государства, а также устанавливать налоги. Хотя указанное полномочие реализуется, как правило, в форме закона, оно представляет собой особую часть парламентской компетенции, о чем свидетельствует и то, что соответствующие законы нередко принимаются по специальной процедуре, отличной от процедуры принятия обычных законов.

 

Также в компетенцию парламента входят ратификация и денонсация международных договоров.   Ратификация — это окончательное согласие государства на заключение договора, выражаемое в установленной форме. Напротив, денонсация — это в установленной форме волеизъявление государства, направленное на расторжение договора.

 

К исключительной или альтернативной компетенции парламентов конституции подчас относят назначение референдума, поскольку посредством референдума  во многих странах предусмотрено решение различных вопросов государственной  жизни, включая принятие, изменение и отмену законов (результат народного волеизъявления независимо от его предмета нередко оформляется в виде закона).

 

Формирование государственных органов и учреждений, назначение либо избрание должностных лиц или участие в этих процедурах также весьма различно определяется конституциями в компетенции парламентов или их палат. Прежде всего различен сам круг государственных органов или должностных лиц, в наделении полномочиями которых участвуют парламенты или их палаты. Далее, различны формы и способы этого участия.

Функция контроля за деятельностью государственных органов (чаще всего — исполнительной власти), учреждений и должностных лиц и обусловленные ею определенные полномочия присущи практически всем парламентам независимо от форм правления, которые влияют лишь на объем данной функции. Она получает свое отражение в конституциях, законах и регламентах либо прямо, что, однако, нечасто, либо в виде процедурного регулирования.

 

Следствием парламентского контроля может стать отставка правительства (при парламентарных и смешанных формах правления) или отдельных должностных лиц, причем в отношении последних парламентское расследование может привести к возбуждению уголовного дела.

 

В условиях авторитарных и тоталитарных политических режимов контрольная функция парламентов фиктивна.

 

Нередко парламентам или их палатам предоставляется право возбуждать перед судебньили органами обвинение против высших должностных лиц.

 

Во многих странах парламенты полномочны объявлять амнистии.

 

Основной вид актов, посредством которых реализуются полномочия парламентов, — это законы, принимаемые по специальным процедурам. Обычно они  обладают высшей юридической силой по сравнению с другими  актами как самих парламентов, так и иных государственных органов, хотя из этого правила встречаются и исключения.

 

Кроме законов, парламенты и их палаты принимают иные акты — резолюции, декларации, заявления, обращения и т.п., которые обычно не имеют нормативного характера и принимаются по более простой процедуре.

 

Наконец, следует упомянуть регламенты парламентов и палат, которые принимаются ими для регулирования своих внутренних отношений, но иногда имеют форму закона.

 

 

 

 

 


Глава II. Президент

 

Дуалистическая (президентская) республика. Эта форма правления несколько напоминает дуалистическую монархию, тем более чго впервые создавалась в США по ее примеру (Великобритания в то время была во многом дуалистической монархией), однако имеет весьма существенные отличия от нее.

 

Прежде всего, здесь наиболее последовательно проведен принцип разделения властей, а взаимоотношения между ветвями власти строятся на базе принципа так называемых сдержек и противовесов. Рассмотрим, в чем это проявляется.

 

И законодательная, и исполнительная власть в президентской республике получают свой мандат непосредственно от народа. Главой исполнительной власти является избираемый народом президент, который совмещает эти функции с функциями главы государства. Правительства как коллегиального органа обычно нет министры каждый в отдельности подчинены президенту. Судьи, как и высшие должностные лица исполнительной власти, назначаются президентом с согласия верхней палаты парламента, которая при этом исходит не из политического лица кандидатов, а из их компетентности и моральных качеств. Министров и других назначенных им должностных лиц исполнительной власти президент может смещать самостоятельно: нельзя заставлять его работать с теми, с кем он работать не может и не желает.

 

Главный признак данной формы правления — отсутствие ответственности исполнительной власти перед парламентом за проводимую политику. Парламент не может смещать ее должностных лиц, если они не нарушили закон. Для своей деятельности они не нуждаются в политическом доверии парламента. Поэтому в президентских республиках мы нередко наблюдаем ситуацию, характеризующуюся тем, что президент принадлежит к одной партии, а большинство в парламенте имеет другая. Тем не менее они вынуждены сотрудничать, ибо ни одна из ветвей власти не может конституционным путем устранить другую (смещение парламентом должностных лиц исполнительной и судебной власти путем так называемого импичмента может иметь место лишь, если со стороны этих лиц допущены серьезные правонарушения).

 

Сдержки и противовесы проявляются, в частности, в том, что президент может тормозить законодательную деятельность парламента, налагая на принятые им законы отлагательное (суспенсивное) вето, для преодоления которого требуется квалифицированное большинство голосов в обеих палатах парламента. В свою очередь, как мы видели, верхняя палата парламента может воспрепятствовать назначению президентом должностных лиц, а кроме того, ратифицирует (и может отказать в этом) заключенные президентом международные договоры. Судебная власть контролирует конституционность актов и парламента, и президента, обеспечивая тем самым соблюдение правопорядка как законодательной, так и исполнительной властью.

 

Государственный режим при этой форме правления — только дуалистический. В зависимости от обстоятельств значение и роль конкретного парламента или президента могут быть сильнее или слабее, но качества государственного режима это не меняет.

 

В современной мировой практике существуют два основных типа президентских выборов – прямые и непрямые. В свою очередь прямые президентские выборы могут происходить или в виде всеобщих выборов или в виде референдумов. Непрямые выборы президента проводятся в трех видах: 1)парламентом; 2) парламентом и представителями штатов, провинций, различных общественно-политических сил; 3) коллегией выборщиков.

 

В целом прослеживается достаточно большая зависимость типа президентских выборов от формы государственной системы правления. В президентских республиках глава государства и его правительство независимы от парламента. Президент как бы получает от народа собственный мандат на руководство страной, избираясь на всеобщих президентских выборах. В значительной степени независим в своих действиях и глава государства в условияхполупрезидентской республики, но правительство при этой форме власти подотчетно парламенту. Соответственно, президента избирают прямым или непрямым путем. А при парламентской республике, где прерогативы президента практически отделены от полномочий правительства, парламент и выбирает главу государства, и по существу утверждает состав правительства.

 

Полномочия президента, его роль и статус в политической жизни той или иной страны определяются прежде всего соответствующими конституционными нормами. В конституциях ряда стран специально подчеркнуто, что президент является главой исполнительной власти.

 

В тех странах, где существуют президент и премьер-министр, неизбежно возникают проблемы соотношения их полномочий.

 

Помимо определения правового статуса президента как главы государства или как главы высшей исполнительной власти, многие конституции содержат ряд общественно важных морально-политических и гражданских обязательств, которым должен следовать президент на протяжении всего срока своих полномочий. Прежде всего от него требуется, чтобы он неуклонно соблюдал Конституцию и другие законы своей страны.

 

Согласно конституциям многих стран, президент в силу своего должностного статуса обязан также быть гарантом суверенитета, национальной независимости, территориальной целостности и безопастности государства. Конституционные нормы также предусматривают, что президент в своей деятельности должен не защищать интересы каких-то отдельных социальных групп и слоев, а добиваться достижения блага всего общества.

 

Таблица

Полномочия президента при президентской, полупрезидентской и парламентской республиках

 

Президентская республика

 

Полупрезидентская республика Парламентская республика
Президент — глава государства и глава правительства Президент — глава государства, разделяет высшую исполнительную власть с главой правительства Президент — глава государства. Исполнительная власть принадлежит главе правительства.
     
Правительство ответственно перед президентом и не ответственно перед парламентом Правительство ответственно перед парламентоми частично перед президентом. Президент не отвечает за действия правительства. Правительство ответственно только перед парламентом. За действия правительства отвечает не президент, а глава правительства.
     
Президент назначает членов правительства. Президент назначает главу правительства, как правило, из числа лидеров наиболее влиятельных партийных политических фракций в парламенте и по рекомендации главы правительства назначает других членов правительства.
     
Президент по собственному усмотрению увольняет членов правительства. Президент может уволить главу правительства при определенных условиях. По рекомендации главы правительства президент увольняет членов правительства. Президент не может по собственному усмотрению уволить главу правительства. По рекомендации главы правительства президент увольняет членов правительства.
     
Президент имеет право на законодательную инициативу или право вносить предложения по законодательству. Президент имеет право вносить предложения по законодательству. Президент имеет право на законодательную инициативу, согласованную с правительством.
     
Президент обладает правом промульгировать законы принятые парламентом.
     
Президент имеет право вето на законы, принятые парламентом. Президент не имеет право вето на законы, принятые парламентом.
     
Президент имеет право по собственному усмотрению издавать указы, имеющие силу закона. Президентимеет право издавать указы, получившие санкцию правительства. Президент имеет право отдавать распоряжения, согласованные с правительством.
     
Президент по должности является верховным главнокомандующим вооруженными силами Президент формально может быть верховным главнокомандующим, но фактически руководство вооруженными силами осуществляет министр обороны, подотчетный главе правительства.
     
Президент по своему усмотрению определяет внешнеполитический курс своего правительства. Президент имеет широкие полномочия в сфере внешней политики, но учитывает внешнеполитические позиции правительства. Президент представляет государство в сфере внешней политики и согласовывает свои действия с внешнеполитическим курсом правительства.
     
Президент имеет право на созыв внеочередной сессии парламента по своему усмотрению. Президент имеет (или не имеет) право на созыв внеочередной сессии парламента по своему усмотрению.
     
Президент имеет (или не имеет) право распускать парламент и назначать досрочные парламентские выборы. Президент имеет ограниченное или неограниченное право распускать парламент и назначать досрочные парламентские выборы Президент имеет право распускать парламент и назначать внеочередные парламентские выборы главным образом в тех случаях, когда парламент выражает недоверие правительству.
     
Президент имеет (или не имеет) право на проведение референдума по собственному усмотрению. Президент имеет право при определенных условиях проводить референдум. Президент не имеет права на проведение референдума.
     
Президент имеет ограниченное или неограниченное право вводить чрезвычайное положение в стране. Президент не имеет права на введение чрезвычайного положения в стране.
     
Президент имеет право помилования, награждения, предоставления гражданства и решения ряда других персональных дел.
     
Президент является главой правящей партии и руководствуется ее курсом. Президент не является главой правящей партии и формально не связан с ней. Президент в своей деятельности не зависит от партий.

 

 

 

 

Далее будет достаточно интересно рассмотреть латиноамериканскую модель президентства, где есть как общие черты традиционного президентства, так и частные, присущие только странам данного региона.. Поэтому мы рассмотрим латиноамериканскую модель президентства в отдельной части данной главы.

 

2.1. Латиноамериканская модель президентства

Для латиноамериканской «модели» президентства характерно особо важное,  ключевое  положение  поста президента в системе государственных, политических  институтов.  Отсюда  такое  стремление путчистов разного рода к овладению президентским постом.

 

Президентская власть в Латинской Америке неоднократно воплощалась в военных хунтах и гибридных военно-гражданских правительствах, бонапартистских или «смешанных»  авторитарно-бюрократических формах правления.  В ряде случаев, особенно в последние десятилетия, президентский авторитаризм сочетался с сохранением  роли парламента как представительного законодательного органа при соблюдении принципа разделения властей, сохранении всеобщего избирательного права, идеологического и политического плюрализма.

 

Президенты латиноамериканских стран исключительно широко используют «подразумеваемые» полномочия, на практике присваивая себе права и прерогативы, не принадлежащие им по конституции. Такие действия оправдываются обычно ссылками на особо привилегированное положение президента как главы государства, объясняются необходимостью оперативно решать многие вопросы, их конфиденциальностью и т.п. Под этими же предлогами создаются,  как  правило,  различные неконституционные структуры  исполнительной власти (Советы национальной безопасности,  канцелярии президентов и т.п.). Латиноамериканские президенты  традиционно  широко  практикуют  и «указное право», когда издается множество декретов,  распоряжений и других подзаконных актов по линии исполнительной власти,  фактически ограничивающих юрисдикцию и права парламента.  Такие указы и распоряжения весьма вольно интерпретируют принятые парламентом законы, содержат основания для злоупотреблений со стороны  исполнительной власти.

 

Даже в условиях развернувшегося в последнее десятилетие процесса демократизации  политических систем стран региона парламент в Латинской Америке остается фактически лишенным целого ряда традиционно присущих данному институту прав и прерогатив. В частности, в абсолютном большинстве стран Латинской Америки парламент не участвует в формировании правительства и не может принимать решений о его отставке. Весьма урезанными остаются права латиноамериканских парламентов  и  в  их  главной функции — законодательной. Так, в Мексике обсуждение новых законов идет в русле прежде всего указаний, содержащихся  в  ежегодном президентском послании Конгрессу. В Мексике, Колумбии, Коста-Рике исключительной прерогативой президента является внесение в парламент законопроектов, касающихся бюджета, учреждения новых административных должностей в системе исполнительной власти,  увеличения жалованья правительственным чиновникам, изменений в структуре вооруженных сил,  органов безопасности. Право вето у президентов в Латинской Америке шире,  чем у президента США. И это касается как законопроекта в целом, так и любой  его  части, что обычно позволяет латиноамериканским президентам добиться выгодной для себя редакции законодательного  акта во время его доработок в парламенте. Кроме того, президенты в Латинской Америке обычно имеют право издавать нормативные акты, дополняющие, а то и полностью видоизменяющие парламентские варианты законопроектов.  Президентское нормотворчество  в  этой связи очень обильно,  многогранно,  чуть ли не всеобъемлюще. Президентскими декретами и указами обычно вводятся  в  действие  различные кодексы, регламентируется порядок сбора налогов, нередко принимается бюджет.

 

В числе  важных  полномочий президента в Латинской Америке — введение чрезвычайного положения. Порядок декретирования и статус его при этом настолько аморфно прописаны в Конституции,  что позволяют президенту не считаться ни с ней, ни с парламентом.

 

Учитывая чрезвычайно  большую роль армии в политике латиноамериканских стран,  важное значение имеет статус  президента  как верховного главнокомандующего.

 

Латиноамериканские президенты нередко серьезно вмешиваются и в деятельность судебной власти. В ряде стран президент может требовать отстранения от должности членов Верховного суда.

 

Президент в  большинстве стран Латинской Америки — полномочный глава исполнительной власти. Свои полномочия главы правительства он получает не от парламента,  а от избирателей,  что ставит его в независимое от законодательной власти положение.  Президент по своему усмотрению формирует правительство и руководит им, назначает и смещает важнейших чиновников. В числе других отличительных особенностей, прерогатив и возможностей президента в Латинской Америке — решающая роль  его  во  внешней  политике,  способность сильно влиять на электоральные процессы и так далее.

 

Для хотя бы некоторого ограничения власти президента в  ряде стран ныне  можно  встретить страховочные и сужающие его властные возможности  механизмы (непереизбрание  на  новый  срок,  импичмент, то есть отрешение от должности,  и так далее). Однако перечень должностных преступлений,  влекущих за собой импичмент,  существенно сужает сферу его применения.  Да и сам механизм отстранения от власти далек от совершенства  и  не  везде  предусмотрен Конституцией. В последние годы,  впрочем,  он показал, что вполне может быть использован и прежде всего для пресечения  коррумпированности «верхов».  Отстранение  от должности президента Бразилии Ф.Коллор ди Мелу и президента Венесуэлы К.А.Переса — яркие примеры тому. Кстати, в числе требований демократической общественности Латинской Америки к обладающим  огромной  властью  президентам сегодня фигурируют не только обладание  большим жизненным опытом, наличие высшего образования, необходимой компетентности, динамичности и решительности, но и обладание высоким морально-нравственным авторитетом, честностью и порядочностью.
Глава III. Президент и парламент

3.1 Соотношение полномочий парламента и президента. Парламентский контроль над деятельностью президента.

Таблица.

Конституционные полномочия президента и парламента.

 

 

        Полномочия президента Полномочия парламента

 

Обладает правом законодательной инициативы или правом выдвигать законодательные предложения Депутаты парламента обладают правом законодательной инициативы
   
утверждает и промульгирует законы принимает законы
   
имеет право вето на законы, принимаемые парламентом имеет право отклонить вето президента
 

имеет право издавать указы

 

имеет право принять закон, отменяющий или ограничивающий право президента издавать указы

   
имеет право составлять ежегодный проект госбюджета имеет право утверждать или отклонять президентский проект госбюджета
   
имеет право направлять парламенту послания имеет право обсуждать послания президента и принимать по ним решения
   
имеет право присутствовать на заседаниях парламента и принимать участие в обсуждении текущих вопросов имеет право вызывать на слушания в парламенте членов правительства, возглавляемого президентом, и запрашивать информацию по текущей политики правительства
   
имеет право назначений на правительственные должности имеет право утверждать или отклонять назначения президента
   
имеет право заключать международные договоры имеет право утверждать или отклонять международные договоры
   
имеет право объявлять о проведении всенародного референдума имеет право давать или не давать согласия на проведение референдума
   
имеет право отдавать приказ об использовании вооруженных сил имеет право объявлять войну и заключать мир, а также утверждает или не утверждает приказ президента об использовании вооруженных сил
   
имеет право вводить чрезвычайное положение в стране имеет право санкционировать или нет введение президентом чрезвычайного положения
   
имеет право открывать и закрывать сессию парламента процедуры и сроки открытия и закрытия сессии парламента могут регулироваться законом и определяться парламентом
   
имеет право созывать парламент на внеочередную (чрезвычайную) сессию имеет право на созыв внеочередной (чрезвычайной) сессии по собственной инициативе
   
имеет право роспуска парламента и объявления досрочных парламентских выборов имеет право отстранить президента от должности посредством импичмента
   
имеет право на «привилегию исполнительной власти» не предоставлять парламенту некоторые сведения о действиях своего правительства имеет право осуществления контроля над деятельностью правительства, возглавляемого президентом

 

 

Таблица

Парламентский контроль над деятельностью президента

При президентской системе правления (на примере США)

 

При полупрезидентской системе правления (на примере Франции)
1. Утверждает кандидатуры назначенцев президента на правительственные и судебные посты 1. Контролирует деятельность президента через представителей парламентских фракций, входящих в правительство
   
2. Контролирует финансовые ресурсы правительства через утверждение госбюджета, проект которого предлагается президентом 2. Имеет право выразить вотум недоверия премьер-министру, назначенному президентом
   
3. Осуществляет контроль над расходованием правительственными органами бюджетных ассигнований 3. Решает вопрос об объявлении войны в случае нападения на страну и принятия президентом ответных мер
   
4. Получает информацию от президента и других членов его администрации, заслушивает представителей правительства в ходе парламентских слушаний 4. Утверждает или нет законопроекты, внесенные премьер-министром и поддержанные президентом.
   
5. Поддерживает или не поддерживает предложения президента в сфере законодательства, утверждает или не утверждает международные договоры, заключенные президентом 5. Продолжает свою деятельность в период чрезвычайного положения, объявленного президентом, утверждает или нет продление чрезвычайного или осадного положения
   
6. Санкционирует или запрещает использование президентом вооруженных сил в военных или иных действиях 6. Имеет право выдвинуть против президента обвинения в совершении действий, которые могут привести к его отставке
   
7. Контролирует изменения в структуре исполнительных органов власти, законодательно утверждает создание новых министерств и ведомств  
   
8. Проводит расследования деятельности правительственных ведомств  
   
9. Продолжает свою деятельность в периоды чрезвычайного положения, введенного президентом  
   
10. Имеет  право отстранить президента от должности путем процедуры импичмента  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2Формы коммуникаций между президентом и парламентом

Степень успеха политической программы президента и его законодательных инициатив находится в прямой зависимости от степени его взаимодействия с высшим законодательным органом. Это взаимодействие предполагает наличие целой структуры коммуникаций президента с парламентом, которые имеют самые разнообразные формы, начиная от официальных встреч и кончая неофициальными контактами.

Главным средством общения между президентом и парламентом являются президентские послания. В США это предусмотрено Конституцией: «Президент периодически дает Конгрессу информацию о положении Союза и рекомендует к его рассмотрению такие меры, которые он сочтет необходимыми и целесообразными…» (ст. П.З). В соответствии с этой конституционной нормой все президенты США, начиная с первого главы федеральной исполнительной власти — Дж.Вашингтона, ежегодно в начале работы каждой сессии Конгресса направляют в высший законодательный орган страны послание «О состоянии Союза» (у нас его часто называют посланием «О положении страны»). Свое послание президент США лично зачитывает на совместном заседаний Чэбеих палат Конгресса, и оно транслируется по ведущим каналам американского телевидения. В по­слании «О состоянии Союза» глава государства и прави­тельства подводит итоги минувшего года, определяет ос­новные направления внутренней и внешней политики пра­вительства, а также дает развернутую программу законода­тельных приоритетов своей администрации на текущий год. После обнародования этого президентского послания оно не подлежит немедленному обсуждению: законодатели не имеют права задавать какие-либо вопросы президенту, и он, согласно ритуалу» покидает здание Конгресса.

Следует подчеркнуть, что конституционное право пре­зидента США обращаться к Конгрессу с посланиями яв­ляется не только его полномочием, но и обязанностью, поскольку президент должен ежегодно информировать за­конодателей о своих намерениях и инициативах. Помимо послания «О состоянии Союза» президенту вменяется так­же в обязанность ежегодно представлять в Конгресс еще два послания. По закону 1946 года «О полной занятости» президент обязан представлять в Конгресс послание, кото­рое называется «Экономический доклад президента». В этом документе президент должен дать анализ экономиче­ского состояния США и изложить экономическую полити­ку своей администрации. Кроме того, законом 1974 года «О контроле за бюджетом и замораживанием федеральных фондов» президент обязан до первого вторника февраля каждого года представить высшему законодательному ор­гану проект государственного бюджета на очередной фи­нансовый год. Экономический доклад президента, его бюд­жетное и все другие послания направляются Конгрессу в письменном виде, и брошюры с текстами этих президент­ских документов предоставляются каждому члену обеих па­лат Конгресса, а также становятся доступными для журналистов  и всех заинтересованных граждан, если они не носят закрытого характера.                  ——

Президент США не присутствует на заседаниях палат Конгресса и не выступает в ходе парламентских дебатов, поскольку это противоречит американской доктрине разде­ления исполнительной и законодательной властей. В США считается, что непосредственное участие президента в об­суждении парламентариями текущего законодательства представляет собой покушение на суверенитет высшего за­конодательного органа и попытке оказать на него полити­ческое давление. В то же время президент США вправе в любой момент, который он сочтет для себя подходящим, явиться в Конгресс и выступить на его совместном заседа­нии по тому или иному вопросу.

Обычно американские президенты пользуются этим правом для того, чтобы сфокусировать внимание законода­телей и всего американского общества на необходимости принятия решений по тем или иным президентским инициа­тивам. Так, в мае 1961 года президент Дж.Кеннеди высту­пил в Конгрессе с обширной программой своей администра­ции по освоению космического пространства, включавшей полет американских астронавтов на Луну. Президент Р.Рей­ган в апреле 1983 года обратился к законодателям на совме­стном заседании Конгресса с призывом поддержать полити­ку его правительства в отношении Никарагуа и других стран Центральной Америки. Точно так же в сентябре 1993 года президент Б.Клинтон выступил перед членами обеих палат Конгресса со своими предложениями по ре­форме системы здравоохранения в США.

Президент, закончив свое выступление, покидает зал заседаний Конгресса, и законодатели имеют полную свобо­ду в высказывании своих позиций по поводу предложений главы федеральной исполнительной власти.

В практике американских президентов бывали случаи, когда они встречались с законодателями в Конгрессе и по­мимо своих выступлений на совместных заседаниях. Так, президент В.Вильсон в начале первого срока своего прези­дентства счел необходимым лично прибыть в Конгресс и выступить на заседании одного из комитетов Конгресса, призывая законодателей проголосовать за предложение ад­министрации об изменении тарифной политики США. Это повышенное внимание самого президента к законодателям в стенах парламента оказало на них ожидаемый эффект, и большинство парламентариев поддержали инициативу Виль­сона. Такого же результата добился и президент Р.Рейган, когда в 1985 году он явился в Конгресс и за закрытыми две­рями выступил перед законодателями от своей партии в па­лате представителей, добиваясь от них поддержки новых налоговых инициатив администрации.

В целом же личные контакты с законодателями прези­дент США осуществляет главным образом в своей офици­альной резиденции — Белом доме. В стенах же Конгресса от имени президента предельно активно действуют различные представители его администрации и прежде всего вице-пре­зидент, который наделен правом председательствовать на заседаниях сената Конгресса США и имеет в Конгрессе свой офис. Постоянно общаются с законодателями и со­трудники специального отдела аппарата Белого дома по связям с Конгрессом. Отслеживая политическую позицию буквально каждого парламентария, они используют самые разнообразные методы воздействия на законодателей, до­биваясь от них поддержки курса президента и его админист­рации. В лоббистскую деятельность в пользу правительства непосредственно вовлечены также министры, их заместите­ли, руководители различных ведомств федеральной испол­нительной власти. Эти правительственные деятели часто встречаются с конгрессменами и сенаторами, выступают на слушаниях в комитетах Конгресса, стремятся согласовать действия правительства и намерения высшего законода­тельного органа.

Много времени и сил взаимодействию с Конгрессом уделяет и сам президент США. Каждую неделю в своей ре­зиденции он проводит регулярные совещания с лидерами Конгресса, руководителями партийных фракций, председа­телями ключевых парламентских комитетов. На этих сове­щаниях высшие представители обеих ветвей государствен­ной власти обсуждают текущую политику, уточняют ин­тересы и позиции друг друга, стремятся преодолеть возни­кающие противоречия путем взаимоприемлемых компро­миссов.

Далеко не всегда взаимоотношения президента и Конгресса носят характер сотрудничества и согласия. Нередко по тем или иным вопросам они становятся конфликтными и предельно напряженными. Однако даже в самых острых, конфронтацнонных ситуациях президент и Конгресс сохра­няют этику официальных отношений и не прерывают официальные и неофициальные каналы коммуникаций друг с другом.

Чуть ли не ежедневно президенты ведут телефонные разговоры с законодателями, убеждая их поддержать зако­нодательные инициативы правительства. В соответствии с устоявшейся политической традицией, в Белом доме ежегод­но проходят приемы, которые президент и его супруга устра­ивают для членов Конгресса и их жен. Особенно активно президенты контактируют с парламентариями в периоды из­бирательных кампаний в Конгресс, когда они лично поддер­живают своих политических союзников и вместе с ними выступают на предвыборных митингах. Членов Конгресса постоянно приглашают на торжественные церемонии в Бе­лом доме, будь то подписание президентом закона или прием иностранного главы государства. Не ограничиваясь этими официальными контактами, президенты нередко общаются с ведущими законодателями на неофициальных обедах и ужинах в Белом доме, а президент Л.Джонсон, славившийся своим особым умением воздействовать на парламентариев, даже принимал их на своем ранчо в родном штате Техас.

Все эти усилия президента, его помощников, министров и других членов правительства по поддержанию постоян­ных взаимосвязей с законодателями являются одним из ключевых элементов в деятельности федеральной исполни­тельной власти. Без такого интенсивного взаимодействия с Конгрессом ни один президент США не смог бы добиться осуществления своих главных политических целей.

Иной тип отношений сложился между президентом и парламентом во Франции. Как уже отмечалось, там премьер-министр и Совет министров осуществляют правительствен­ную политику, и к тому же именно премьер-министру, а не президенту, принадлежит право на законодательную иници­ативу. Соответственно, главными партнерами парламента во взаимоотношениях между законодательной и исполни­тельной властью выступают премьер-министр и другие ми­нистры. Эти должностные лица находятся в постоянном контакте с руководством обеих палат парламента и други­ми парламентариями. Они часто выступают на заседаниях Национального собрания с правительственными заявления­ми и обязаны отвечать на запросы законодателей.

В отличие от премьер-министра и других министров президент Франции в силу самой конституционной модели V Республики дистанцируется от парламента и практически не зависит от конституции и обсуждается обоими палатами

 

 

Таким образок, отличие от президента США, который лично зачитываете Конгрессе свои ежегодные послания «О состоянии Союза», а также время от времени выступает перед законодателями на со­вместном заседании палат, президент Франции практически не появляется в стенах парламента. Он лишь направляет ту­да свои послания, которые оглашаются его представителя­ми и не становятся предметом немедленных парламентских дебатов. Вообще во Франции, как и в других полупрезиден­тских и тем более парламентарных республиках, ответст­венность за действия высшей исполнительной власти несет перед парламентом преимущественно кабинет министров и его глава, а не Президент. В силу этого президент Франции, по крайней мере, внешне не проявляет такой активности во взаимоотношениях с законодателями, как это свойственно президенту США.

Тем не менее французский президент также уделяет до­статочно много внимания взаимодействию с законодателя­ми. Показательна в этом отношении практика президента Ш. де Голля, который при всей своей неприязни к парла­ментской политике отнюдь не игнорировал важность кон­тактов с парламентариями. В 1965 году, обозревая свое пре­бывание на посту президента,, глава французского государ­ства, в частности, сообщил, что он 78 раз принимал в своем кабинете председателей палат парламента и более 100 раз -председателей или докладчиков парламентских комиссий, а также руководителей различных парламентских фракций.

Конституции Италии, Болгарии, Румынии и Польши также наделяют президента правом обращаться к парла­менту посредством посланий. При этом Малая Конституция Польши содержит правовую норму, идентичную норме Конституции Франции и предусматривающую, что посла­ния президента не должны быть предметом парламентских дебатов (ст. 39). Что касается тематики и процедуры прези­дентских посланий, то Конституция Румынии в самой об­щей форме определяет, что президент направляет послания парламенту по Главным общенациональным политическим вопросам (ст. 88), и эти послания должны быть заслушаны на совместном заседании обеих палат (ст. 62.2).

Конституции Чехии, Словакии и Венгрии специально оговаривают, что президент может присутствовать на засе­даниях парламента. В Основном законе Чешской Респуб­лики за главой государства закреплены следующие права: «Президент,., имеет право принимать участие в сессиях обе­их палат парламента и в заседаниях их комитетов и комис­сий. Когда бы он ни попросил слова для выступления, ему должна быть предоставлена такая возможность» (ст. 64.1). Этим правом воспользовался президент В.Гавел, когда в октябре 1993 года он выступал на заседании палаты депута­тов и призвал парламентариев дать согласие на вступление Чехии в НАТО. Аналогичным правом на выступление в парламенте обладают также президенты Словакии и Венг­рии.

В целом для президентской республики американского типа характерно интенсивное личное общение и взаимодей­ствие между президентом и законодателями. В то же время •он не принимает личного участия в заседаниях высшего за­конодательного органа. Президент Франции также не при­сутствует на заседаниях парламента, но довольно часто встречается с законодателями в своей официальной рези­денции. В то же время в государствах Восточной Европы и странах СНГ глава государства нередко лично участвует в обсуждении текущего законодательства на заседании пар­ламента. Однако в любом случае исполнительная и законо­дательная власти, если они действуют в условиях демокра­тии и разделения властей, зависят друг от друга. В силу это­го президент, правительство и парламент используют раз­нообразные формы коммуникаций в процессе формирова­ния и осуществления единой государственной политики

 


                                           Заключение

 

Рассмотрев парламентские и президентские республики с различных точек зрения, можно сделать следующие выводы:

 

  • эти разновидности республики различаются по многим пунктам;

 

  • объем полномочий президента и парламента колеблется в зависимости от того, какая это республика — парламентская или президентская;

 

  • в любом случае парламент контролирует деятельность президента;

 

  • правительство подотчетно либо президенту, либо парламенту;

 

  • президент избирается или всенародно, или определенной группой людей, парламент же – только всенародно;

 

 

 

 

Но на вопрос, какая республика лучше: парламентская или президентская – даже сейчас однозначно ответить я затрудняюсь, т.к. при одних политических и исторических обстоятельствах будет более предпочтительной президентская республика, а при других – парламентская.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

 

1. Большой словарь иностранных слов: -М.: -ЮНВЕС, 1998.

 

2. Конституционное (государственное) право зарубежных стран.Учебник. В 4-х томах. Т.2. Отв.ред. Б.А.Страшун. — М.:Издательство БЕК, 1995.

 

3. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Курс лекций/ Издание 2-е, исправленное и дополненное.- М.: Манускрипт, 1996.

4. Румянцев О.Г., Додонов В.Н. Юридический энциклопедический словарь.—М.: ИНФРА-М, 1997.

 

5. Сахаров Н.А.  Институт президентства в современном мире. – М.: Юрид. Лит., 1994.

 

6. Словарь русского языка под редакцией А.П.Евгеньевой.: -М.: «Русский язык», 1988.

 

7. Советский энциклопедический словарь/ Гл.ред. А.М.Прохоров. 2-е изд.- М.: Сов. Энциклопедия, 1983.